$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

СИСТЕМА ПРОТИВ РЕГУЛИРОВАНИЯ©

19.12.2014

 

Успех разработки и внедрения любых реформ во многом зависит от уровня экспертизы, мотивации и заинтересованности сотрудников государственных органов. Иначе говоря, имеет значение не только политическая воля и выбранная стратегия, но и базовые установки самих исполнителей-чиновников. В рамках проекта «Рефорум» BISS провел исследование мнений государственных служащих относительно необходимости проведения реформ в нашей стране. Аналитическую записку о результатах исследования «Белорусские чиновники: регулятор против регулирования» комментирует «ЭГ» аналитик BISS Елена АРТЕМЕНКО.

— Елена, какие выводы можно сделать по результатам исследования?

— Большинство белорусских чиновников поддерживает необходимость проведения реформ. Мотивация и положительное отношение к реформам государственных служащих могут снизить издержки их внедрения.

Интересно, что необходимость проведения реформ в стране ощущается чиновниками сильнее, чем населением в целом. «Да» или «скорее да» на вопрос о необходимости реформ отвечают 86% чиновников, тогда как среди населения таких только 76%. Уверенно «да» на вопрос о необходимости реформ говорят 50% чиновников, тогда как среди населения — только 43%.

Кроме того, в отличие от населения, чиновники поддерживают необходимость либерализации: большинство считает, что реформы должны быть направлены на снижение влияния государства и степени государственного контроля. Этот вариант развития событий поддерживают 56% госслужащих против 26%, выступающих за повышение влияния государства. Среди населения преобладает группа тех, кто считает, что реформы должны вести к повышению государственного влияния (43% против 33% выступающих за снижение государственного влияния).

Таким образом, сами регуляторы высказываются за уменьшение сфер и степени регулирования.

— По каким именно направлениям?

— По мнению чиновников, основным приоритетом является реформирование экономики, в этом они солидарны с бизнесом и населением. На втором месте — реформа системы государственного управления. При этом чиновники слабо ощущают необходимость реформирования системы здравоохранения и социального обеспечения, которые нуждаются в реформах с точки зрения населения. Это тревожный сигнал того, что государственные служащие не чувствуют интересов населения, не видят его ключевых проблем. Наименее актуально для чиновников проведение реформ системы охраны окружающей среды, судебной и политической систем. На мой взгляд, разное видение приоритетов реформ различными заинтересованными сторонами отражает как разницу в ценностных установках различных групп, так и недостаточное развитие общественного диалога.

В цифрах картина такова: на первое место по важности реформу системы социального обеспечения ставят 25% населения и 4% чиновников, здравоохранения — 29/6% соответственно, образования — 15/10%, ЖКХ и транспорта — 11/10%, охраны окружающей среды — 1/0%, экономики — 15/30%, судебной системы —1/0%, политической системы — 4/16%.

Что касается реформирования системы государственного управления, то этот вопрос населению не задавался, только чиновникам и бизнесменам (24/19% соответственно). Отмечу, что бизнес считает первоочередными реформы в сфере экономики (45%).

— Если говорить о реформе экономики, то какими мерами, по мнению государственных служащих, она может быть обеспечена?

— Большинство (62%) высказывается за обеспечение свободной конкуренции государственных и частных предприятий, однако почти никем не поддерживается приватизация крупных предприятий (10%), частная собственность на землю без ограничений (6%).

Развитие рынков ценных бумаг и акций поддерживает 34% чиновников, приватизацию малых и средних предприятий — 26%, свободное ценообразование — 22%, снижение налоговой нагрузки на частные предприятия — 16%, свободу внешней торговли (свободный импорт и отказ от мер по поддержке белорусских предприятий-экспортеров) — 16%.

При этом 30% госслужащих считают, что руководители предприятий должны сами решать, кого увольнять и какой уровень зарплат в организации и для себя лично устанавливать, а еще 30% предлагают отменить краткосрочные трудовые контракты.

— Интересно, какие первоочередные меры «зреют» в отношении других сфер реформирования?

— Если говорить о реформе жилищно-коммунального хозяйства, то на первом месте по популярности оказывается передача управления предприятиями ЖКХ частным компаниям, товариществам собственников (за это высказываются 56% госслужащих).

Реформа системы государственного управления должна включать обеспечение профессионализма кадров через справедливый наем в государственные органы по принципу профессиональных качеств (а не по знакомству, лояльности к организации или государству) и повышение квалификации чиновников (эти меры поддерживают более 60%). Однако в большинстве случаев чиновники не поддерживают меры, позволяющие повышать прозрачность и подконтрольность органов государственной власти. Например, чуть более 20% считают, что государственные закупки должны быть прозрачными и открытыми для частного бизнеса. Всего 25% полагают, что граждане должны иметь полную информацию о распределении бюджетов, тратах, заработных платах представителей власти.

— Вы говорили о том, что на мнение служащих влияет информация о возможных издержках. На кого в принципе возложены надежды чиновников по финансированию своих инициатив?

— Из внешних источников, которые могли бы помочь Беларуси в проведении структурных реформ, чиновники прежде всего выделяют международные финансовые организации (38% против 17% населения). При этом 36% госслужащих считают, что помощь придет от России (54% населения). Многие государственные служащие уже имеют непосредственный опыт взаимодействия с международными организациями, позитивно его оценивают и готовы продолжать сотрудничество. Население же, в отличие от чиновников, меньше владеет информацией об использовании внешней помощи при проведении реформ. Иными источниками финансирования названы Евразийский союз (22% чиновников/11% населения), Китай (20/15%), ЕС (18/13%), международные организации (12/5%), США (2/5%).

— С кем внутри страны чиновники настроены сотрудничать при разработке и проведении реформ?

— При разработке реформ чиновники видят участниками процесса не только правительственные органы (78%), но и независимых экспертов и исследовательские центры (54%). Потенциал бизнеса и гражданского общества в разработке и проведении реформ чиновники оценивают ниже, чем сами представители этих групп. Всего 30% чиновников готовы работать с профессиональными союзами и ассоциациями. Готовность частного бизнеса принимать участие в разработке реформ чиновники оценивают менее позитивно, чем сами бизнесмены (66% отвечают «да» или «скорее да», тогда как среди бизнеса таких ответов в сумме 92%). При этом государственные служащие выше, чем представители бизнеса и гражданского общества, оценивают эффективность взаимодействия этих групп с органами власти. Например, среди бизнесменов 62% считают, что взаимодействие бизнес-среды и государственных органов не приносит результатов, а среди чиновников 48% придерживается мнения, что взаимодействие налажено.

Для повышения эффективности взаимодействия необходимо улучшать коммуникации с обеих сторон, информировать государственные органы о проблемах во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами, а также увеличивать прозрачность их работы.

— Давайте уточним, чиновники каких уровней заполняли опросный лист, сколько анкет вы обработали, какой цели достигли?

— Исследование проводилось Центром социологических и политических исследований БГУ. В опросе участвовало 50 сотрудников государственных органов. Группы представителей органов власти формировались по 3-уровневой системе: республиканский уровень, областной, городской/районный. Такой размер выборочной совокупности позволяет зафиксировать ключевые тенденции и закономерности в отношении сотрудников государственных органов к проведению реформ.

Анализ приоритетов в проведении реформ и представлении о необходимых мерах позволяет оценить, в чем заинтересованы государственные органы и какие направления изменений могут быть ими потенциально поддержаны. Те меры, которые не поддерживаются чиновниками (например, приватизация крупных государственных предприятий, либерализация земельного законодательства, повышение прозрачности работы органов власти), могут встретить сопротивление со стороны государственных органов. Также можно предполагать наличие барьеров при проведении реформ в тех сферах, которые чиновники не считают приоритетными для реформирования.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ