$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

22.07.2011

Пересмотреть содержание образовательных программ, обновить профессорско-преподавательский состав, установить эффективное взаимодействие с реальным сектором экономики, модернизировать материально-техническую базу вузов и активизировать экспорт образовательных услуг предписывает Государственная программа развития высшего образования на 2011—2015 годы, утв. постановлением Совмина № 893.

В настоящее время в экономике и социальной сфере занято около 1 млн. работников с высшим образованием, т.е. 1/4 общего числа работающего населения. В частности, в области управления и информационно-вычислительного обслуживания свыше 70%, науки и научного обслуживания — около 65%, образования — свыше 50%, промышленности и строительства — по 18,5%. При этом страна постоянно наращивает потенциал высокообразованных кадров. За последние 5 лет численность студентов увеличилась на 46 тыс., до 470 человек на 10 тыс. населения. Однако система подготовки в вузах и качество молодых специалистов давно не отвечают потребностям экономики и вызовам современности, о чем неоднократно заявляли представители бизнеса.

В программе признается престиж технического и естественнонаучного образования. Отмечается дефицит высококвалифицированных кадров в микроэлектронной и фармацевтической промышленности, IТ-секторе, строительстве, энергетике (включая атомную), здравоохранении, сфере космических исследований, создания био- и нанотехнологий.

Поэтому уже в текущем году в некоторых белорусских вузах (БГУ, БГУИР, БНТУ и др.) начнется прием по новым направлениям специальностей «Физика (физика наноматериалов и нанотехнологии)», «Информационные системы и технологии (в логистике)», по специальностям «Информатика и технологии программирования», «Биохимия» и «Микробиология» и т.д. Одновременно планомерно будет сокращаться объем подготовки по экономическим и юридическим специальностям, особенно в непрофильных государственных университетах и частных вузах.

Старение (количество докторов наук пенсионного возраста превысило 60%) и недостаток кадров высшей квалификации по приоритетным научным направлениям снижает уровень подготовки выпускников, тормозит проведение научных исследований для перспективных сфер экономики. Поэтому профессорско-преподавательский состав вузов протестируют на соответствие международным требованиям (владение современными методиками преподавания, знание проблем реального сектора экономики и науки, участие в их решении).

Чтобы привлечь к научной и преподавательской работе талантливую молодежь, планируется распространить на вузы систему оплаты труда, предусмотренную для научных организаций НАН Беларуси.

Актуальные спецкурсы, которые появятся в обучающих программах, будут преподавать руководители и ведущие специалисты успешных предприятий. Правда, чем их мотивировать к преподавательской деятельности, не уточняется.

Ближе к экономике

В целях интеграции науки, образования и производства на высокотехнологичных предприятиях планируется активизировать создание новых филиалов кафедр, а на базе вузов — учебно-научно-производственных комплексов, субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, центров трансфера технологий и международного научно-технического сотрудничества) и организаций (унитарных предприятий и хозяйственных обществ) по коммерциализации научно-технических разработок. Сейчас в вузах действует 30 инновационных подразделений, включая 3 технопарка. На базе предприятий создано 153 филиала кафедр.

К 2015 г. в высокотехнологичных организациях и учреждениях НАН планируется создать 76 учебно-научно-производственных объединений и 340 филиалов кафедр, что даст возможность выпускникам вузов приобрести навыки работы на новейшем оборудовании, сократить срок адаптации специалистов на производстве.

Для повышения качества практической подготовки выпускников, формирования навыков решения реальных производственных задач планируется направлять студентов для прохождения преддипломной и производственной практики по месту распределения.

Курсовые и дипломные проекты (работы), магистерские диссертации будут выполняться по запросам реального сектора экономики на основе сборника проблем технического, технологического и экономического характера предприятий (задачник от промышленности).

Минобразования планирует вести мониторинг карьерного роста талантливых выпускников.

Место для студента

В программе отмечено, что учебно-лабораторная и материально-техническая базы вузов не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов (особенно по техническим и естественно-научным специальностям), проведения актуальных научных исследований. Износ учебно-лабораторного оборудования в государственных вузах составляет 70%, средняя обеспеченность учебно-лабораторными площадями — 52,5%.

Материально-техническую базу вузов в ближайшее время необходимо обновить не менее чем на 25%. Планируется построить и реконструировать около 40 учебно-лабораторных корпусов и спортивных сооружений, приобрести около 16 тыс. единиц современного учебно-лабораторного оборудования и 18 тыс. единиц компьютерной техники. Поскольку значительная часть техники и оборудования не производится в Беларуси или значительно отстает по техническим характеристикам от зарубежных аналогов (компьютерная техника, лицензионное программное обеспечение, мультимедийные установки, контрольно-измерительные приборы и т.д.), в целях снижения расходов из средств республиканского бюджета вузы планируют использовать для закупки необходимого импортного оборудования свыше 30 млрд. Br из внебюджетных источников, создавать центры коллективного пользования уникальным оборудованием, внедрять собственные технические разработки.

Знания на экспорт

В 2012 г. белорусская высшая школа должна вступить в Болонский процесс (единое Европейское пространство высшего образования). Доступ к европейским программам академического и научного сотрудничества и к международным интеллектуальным ресурсам позволит повысить качество подготовки конкурентоспособных специалистов и будет способствовать продвижению экспорта образовательных услуг на внешний рынок (к 2015 г. должен быть доведен до 61,66 млн. USD, а за годы реализации Программы — до 186,71 млн. USD).

Информация об образовательных услугах вузов появится в национальных сегментах сети Интернет стран пребывания белорусских дипломатических представительств и консульских учреждений. Заинтересует ли такое предложение иностранцев? Возможно, но лишь тех, кто предварительно выучит русский. Образовательные программы для англоязычной аудитории пока только в планах, как и открытие подготовки по отдельным специальностям магистратуры на английском языке (к 2013 г.).

Кроме того, университетам предстоит поработать над имиджем. Чтобы неголословно заявлять о качестве белорусского образования, вузам необходимо завоевать место в международных рейтингах, где они до сих пор не значатся. Поэтому в 2012 г. планируется завершить сертификацию образовательной и научной деятельности вузов на соответствие международным стандартам ИСО 9001 (в настоящее время прошли 27 учреждений образования), что позволит сформировать систему обеспечения качества высшего образования, совместимую с международными процедурами его оценки.

В целом реализация госпрограммы позволит подготовить на бюджетной основе свыше 147 тыс. специалистов с высшим образованием и 9 тыс. магистров.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ