$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Синдром недоверия

02.06.2009

Несмотря на стремление развивать в республике промышленную субконтрактацию, она не набирает должных оборотов, считают многие участники процесса. А это сдерживает актуальное ныне импортозамещение. Комплектующие, производство которых могли бы освоить субъекты малого и среднего предпринимательства, по-прежнему завозят из-за границы. И тому есть объективные причины.

Напомним, усиленное обсуждение этой темы началось в республике летом прошлого года, после того как первый вице-премьер Владимир Семашко подписал план мероприятий по развитию производственной кооперации (субконтрактации) между крупными, малыми и средними предприятиями различных форм собственности. Одним из ключевых предложений было резервирование за частными предприятиями до 10% заказа для государственных нужд и проведение отдельных конкурсов по его размещению.

Тогда эта идея нашла одобрение и вызвала определенные надежды в бизнес-кругах. Она также получила развитие в некоторых нормативных правовых актах. В частности, осенью прошлого года депутаты столичного горсовета утвердили Программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2009-2012 гг., в которой рекомендовали резервировать за данной категорией субъектов хозяйствования часть госзаказа.

Стремление развить субконтрактацию нашло отражение и в Республиканской программе поддержки предпринимательства на 2009 г. (утв. постановлением Совмина от 21.01.2009 № 65). Правда, о десяти процентах госзаказа в ней ничего не сказано. Разработчики этого документа ограничились планом мероприятий, предусматривающим создание в областях и Минске центров производственной кооперации, организацию 5-й республиканской тематической конференции, а также дальнейшее развитие баз данных о потребностях крупных предприятий в узлах и деталях на специализированных сайтах, таких как www.subcontract.by.

Но, похоже, этого недостаточно. Как показывает практика, бизнес довольно прохладно относится к таким проектам. К примеру, этой весной наблюдалось некоторое снижение количества посещений упомянутого сайта, работающего с 2007 г. (в апреле 2009 г. по сравнению с мартом — на 2 тыс., до 9 тысяч в месяц). Отсутствие высокой активности вынудило руководство проекта пересмотреть тактику его развития. «Первоначально мы заложили в основу получение прибыли, но достичь этого оказалось невозможно, — пояснила директор центра субконтрактации (МАП ЗАО) Марина Найдович. — Сейчас проводим акцию по бесплатному размещению предложений предприятий на нашем сайте». Расходы по его содержанию приходится покрывать за счет других видов деятельности, которые МАП ЗАО осуществляет в качестве бизнес-инкубатора.

Возможно, дело пошло бы быстрее, если бы администрация сайта могла не просто размещать объявления предприятий, а сопровождала такого рода сделки, как это делают российские коллеги. Но это юридические услуги, требующие получения лицензии.

Существуют и другие, не менее серьезные факторы сдерживания. Крупные заводы попросту боятся передавать заказы малым предприятиям. «Мол, по следам таких сделок придет госконтроль и усмотрит в этом плохое. Многие наши предприятия предпочитают приобретать «мелочь» не на территории Беларуси, а в России. Даже если это будет продукция частных белорусских компаний, вывезенная в Россию и закупленная через российскую фирму», — отметила М.Найдович. На этом теряются деньги, но в таких действиях не усматривают преступления. А вот при проверках сделок между отечественными компаниями всегда витает подозрение: «кто-то что-то отмывает, кому-то что-то дает».

Нет пока прорывного движения вперед и у межрегионального центра промышленной субконтрактации, учрежденного Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей и ориентированного на поиск деловых партнеров в России. По словам директора центра Юрия Полуторова, с января наблюдается сокращение предложений. Если полгода-год назад ежемесячно поступало 30-40 заявок, то теперь около 20. Отчасти это связано с последствиями мирового экономического кризиса. Но даже такой весьма скромный пакет заказов осваивается белорусскими предприятиями лишь на 5%. Причина — большинство заявок носят мелкосерийный характер, что не особо привлекает бизнес.

Впрочем, существует и более высокая оценка развития субконтрактации в Беларуси. Так, Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП» провела мониторинг среди своих членов. Из 100 заводов Минпрома, Белнефтехима, Военно-промышленного комитета, которым были разосланы специальные формы, ответили 36. Анкетирование показало, что все предприятия, предоставившие данные, в той или иной степени реализуют субконтрактные отношения с белорусскими и иностранными субъектами хозяйствования. Одновременно в роли субконтрактора (принимает заказ) и контрактора (подает заказ) выступает четверть опрошенных. Только субконтракторами является 50% респондентов, только контракторами — 25%.

Как отмечают в БелАПП, субконтрактинг — это не новая форма организации производства, а широко применявшаяся ранее промышленная кооперация, которая при переходе к новой экономике трансформировалась в рыночный вариант. Ведущие промышленные предприятия вполне охотно обращаются к «малым» партнерам. К примеру, если в 2008 г. НП РУП «Экран» разместило заказы на крупных предприятиях на сумму 110,9 млн. Br, то у малого и среднего бизнеса — на 96 млн. Br (54% и 46% соответственно). УП «МЭМЗ» — 44% и 56%, РУП «Гомсельмаш» — 83% и 17%.

При этом в ассоциации признают существование ряда проблем на пути развития производственной кооперации. В их числе отсутствие информации о заказах контракторов, тендерах на поставку комплектующих, недостаточное использование интернет-технологий.

Александр ГЕРАСИМЕНКО