$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Сила в единстве

06.11.2009

Принятие Закона «Об объединениях предпринимателей» должно создать качественно новые условия для развития региональных и отраслевых бизнес-союзов и ассоциаций. Им, по опыту Европы, предлагается передать часть полномочий госорганов. Это позволит бизнесу активней влиять на условия хозяйствования в своей отрасли. Одновременно более прозрачной станет деятельность предпринимательских объединений.

Татьяна БЫКОВА, главный консультант совместного проекта ПРООН и Совета по развитию предпринимательства

Во всех странах мира между государством и частным сектором существует определенный механизм взаимодействия. В его основе многие факторы: состояние экономики, уровень культуры, степень развития гражданского общества, исторические условия и традиции.

На практике такое взаимодействие осуществляется через систему представительских институтов. Как правило, бизнес выражает свои интересы через союзы либо ассоциации различных уровней, в т.ч. национальные, региональные, отраслевые. Причем часто они имеют сложную и разветвленную структуру.

Так, в Германии Союз объединений работодателей состоит из 47 отраслевых федераций и 461 регионального и подотраслевого объединения. Всего сегодня там насчитывается более 1000 объединений, охватывающих свыше 80% рабочей силы.

В Швейцарии действует больше 1000 профессиональных организаций и объединений предпринимателей в сфере сельского и лесного хозяйства, в промышленности, строительстве, торговле, финансах и страховании. Причем особенно много таких организаций в сельском хозяйстве, где интересы аграриев «сплетаются» в единый узел в Швейцарском крестьянском союзе.

Стоит отметить, что в западных странах экономические союзы и организации предпринимателей оказывают большое влияние на разработку и реализацию программ правительства. Иногда им даже удается полностью брать на себя выполнение некоторых функций госорганов и самостоятельно определять правила ведения бизнеса на том или ином сегменте рынка.

Логика взаимодействия государства и бизнеса ясна: союзы обращаются к государству за помощью для защиты своих коллективных интересов. Государство признает часть их требований в качестве «общественного интереса» и поручает союзам осуществить соответствующие программы. В результате объединения предпринимателей расширяют поле деятельности в пользу своих членов, а государство освобождается от некоторых регулятивных функций.

В последние десятилетия ряд стран, заинтересованных в системном реформировании экономик, двигались в этом направлении, стимулируя развитие союзов и ассоциаций. В результате им не только предоставлены налоговые льготы, но и эксклюзивные права, например, только ремесленная палата Германии имеет возможность обучать и сертифицировать ремесленников.

По пути передачи отраслевым объединениям части регулятивных функций пошла и наша соседка Россия. Планируется, что уже в ближайшее время ее строительный рынок полностью отдадут саморегулирующимся организациям. Именно они будут определять правила игры, а также допуск на этот рынок различных строительных компаний.

Разумеется, и в нашей стране сложились определенные формы диалога государства и бизнеса. Представители предпринимательских союзов и ассоциаций входят в состав рабочих групп по подготовке различных проектов нормативных правовых актов. Отдельные функции отраслевого регулирования переданы БелТПП, Белорусской нотариальной палате, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и т. д.

Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо продолжить укрепление роли бизнес-союзов и ассоциаций в экономической жизни страны. Свои надежды мы возлагаем на принятие Закона «Об объединениях предпринимателей», концептуальные предложения по которому подготовлены в рамках совместного проекта Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и ПРООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».

Этим законом мы предлагаем не только уточнить статус и правовые условия работы общественных объединений предпринимателей, определить их права и обязанности, но и гарантировать невмешательство в их деятельность со стороны государства.

Кроме того, по опыту Европы предложено создать условия по более активной передаче союзам и ассоциациям части полномочий госорганов отраслевого и местного управления.

Проектом закона также предусматривается закрепить за объединениями предпринимателей право на беспрепятственное получение и распространение информации, имеющей отношение к их работе, учреждение собственных СМИ и осуществление издательской деятельности. Важно, на наш взгляд, законодательно закрепить возможность общественных структур обсуждать проекты нормативных правовых актов, а членам бизнес-союзов и ассоциаций предоставить льготы в виде отнесения вступительных и членских взносов на затраты.

Проект Закона “Об объединениях предпринимателей” неоднократно обсуждался членами Консультативно-координационного совещания деловых сообществ, а также был представлен на рассмотрение крупнейшим ассоциациям и союзам республики.

Несмотря на наличие некоторых разногласий, участники обсуждений единодушны в том, что принятие законопроекта активизирует формирование объединений предпринимателей на национальном, региональном и отраслевом уровнях. Это, в свою очередь, будет стимулировать легальную предпринимательскую деятельность, развитие конкуренции и повышение эффективности экономики в целом.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях