$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СИЛА УБЕЖДЕНИЯ

17.11.2009

Состоявшийся в конце прошлой недели в Минске Белорусский инвестиционно-экономический форум собрал около 600 участников более чем из 60 стран мира. На протяжении двух дней иностранные бизнесмены могли ознакомиться с инвестиционными предложениями, провести деловые переговоры, выслушать мнение высокопоставленных белорусских чиновников о ситуации в экономике Беларуси. Тем не менее мероприятие не увенчалось подписанием большого количества договоров.

Общую картину экономического развития страны и ее инвестиционного климата представил глава правительства Сергей Сидорский. Он, в частности, отметил, что на протяжении последних 32 кварталов белорусская экономика обеспечивала динамичный рост, и даже в условиях мирового кризиса ВВП страны в этом году должен быть не ниже прошлогоднего. Развивается сельское хозяйство, растет жилищное строительство, под контролем инфляция, которая по итогам года не должна быть более 10,5%, и безработица, не превышающая 1%. В 2009 г. создано 120 тыс. новых рабочих мест, в т.ч. 23 тыс. в малых городах и 15 тыс. в сельской местности.

Одновременно, по оценке С.Сидорского, Беларусь остается платежеспособной по внешним финансовым обязательствам, о чем, в частности, свидетельствует суверенный кредитный рейтинг страны, подтвержденный этим летом рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service.

Стабильная макроэкономическая ситуация дополняется последовательным снижением налоговой нагрузки. По планам, в 2010 г. она должна уменьшиться на 4,5 процентных пункта к ВВП в сравнении с 2005 г. В результате только в 2009 г. в распоряжении субъектов хозяйствования остается более 2 трлн. Br.

Как заверил премьер, учтены пожелания инвесторов на прошлогоднем инвестфоруме в Лондоне. Так, с 1 января т.г. вступил в силу Кодекс о земле, предусматривающий возможность приобретения юрлицами земельных участков в частную собственность как через аукцион, так и без него. Усовершенствован порядок параллельного проектирования и строительства, отменена обязанность проведения подрядных торгов при возведении объектов за счет иностранного инвестора. Система контроля переориентируется с карательных функций на предупреждение нарушений.

По мнению премьера, эти и другие факторы создают привлекательные условия для прихода иностранных инвесторов в нашу страну. Об этом свидетельствует создание у нас в последние годы более 4,8 тыс. предприятий с иностранным капиталом, а также нынешние переговоры о приобретении белорусских активов и участии в инвестиционных проектах.

Едва ли не главным свидетельством успеха видится достижение 58-го места по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка, несмотря на отставание в вопросах защиты инвесторов и состояние налоговой системы. Однако белорусские чиновники неоднократно повторяли, что вхождение в 30 лидеров рейтинга — наша главная цель. Оправдает ли она затраченные средства, и ощутят ли белорусские предприниматели комфорт пребывания в «тридцатке» — покажет будущее.

ЕСЛИ некоторые иностранные гости безоговорочно признают успехи и даже превосходство белорусской экономической модели по сравнению с подверженной кризисам системой свободного рынка, то другие, отдавая должное определенным достижениям республики в вопросах либерализации и стабильности, гораздо сдержаннее в своих оценках. Так, представитель МФК в Беларуси Крейг Белл напомнил, что в целом в мире поток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сократился. По прогнозам ООН, в глобальном исчислении они могут уменьшиться с 1,7 трлн. USD в 2008 г. до 1,2 трлн. USD в 2009 г., а по некоторым оценкам — вдвое. Это усложняет привлечение иностранного капитала и подталкивает все страны к созданию максимально привлекательных условий для инвесторов. При этом бизнесменам крайне важно управлять рисками, что во многом обеспечивается прозрачностью и стабильностью нормативно-правовой среды. Однако, как показали исследования МФК, большое количество белорусских субъектов хозяйствования считают законотворческий процесс в стране непрозрачным, непоследовательным и сложным для понимания.

Кроме того, привлечение инвесторов льготами и преференциями создает риск ухода капитала, как только закончится действие этих факторов. Чтобы такого не произошло, стране необходимы долговременные комплексные реформы, убежден К.Белл.

О том, что инвесторы не любят сюрпризов, напомнил партнер-координатор по Украине и Беларуси компании Ernst & Young Том Крадок-Ватсон. Бизнес должен получить доступ к проектам нормативных актов и участвовать в их обсуждении. По его мнению, более активную роль здесь может играть Консультативный совет по иностранным инвестициям.

Активнее проводить реформы советует руководитель отдела подготовки обзоров инвестиционной политики UNCTAD Шанталь Дюпаскье. В Беларуси стоит упростить условия выделения земельных участков под инвестпроекты, считает она. Кроме того, необходимо пересмотреть политику субсидирования отдельных производителей и создать равные условия конкуренции для всех, как того требует ВТО. При этом контроль за соблюдением принципов равной конкуренции стоило бы возложить на специальный независимый орган. Она отметила, что, хотя Беларусь добилась в последние годы определенных успехов в привлечении зарубежного капитала, по оценке UNCTAD, отношение прямых иностранных инвестиций к ВВП у нашей страны значительно ниже, чем у соседей — России, Польши, Литвы, Украины.

Нет пока видимых достижений в процессе приватизации, хотя наши партнеры по бывшему соцлагерю смогли на ней заработать 119 млрд. USD. Управляющий директор по странам Центральной и Восточной Европы инвестиционного банка «Ротшильд» Джованни Сальверти отметил, что удешевление активов в период кризиса — не причина отказываться от приватизации. И если массовая распродажа предприятий, возможно, сейчас и не ко времени, то стоит реализовать хотя бы несколько пилотных проектов. Дополнительным источником денежных поступлений может стать развитие фондового рынка. Многие субъекты хозяйствования в других странах решили проблему финансирования, вызванную удорожанием кредитов, путем выпуска акций и иных ценных бумаг.

Впрочем, вопрос реализации программы приватизации в Беларуси продолжает оставаться неоднозначным. И отношение белорусского руководства к перспективе массовой распродажи большого числа предприятий по-прежнему осторожное. Куда перспективнее кажется продолжение политике «точечной приватизации». Поэтому многим кажется знаковой возможность продажи каких-нибудь крупных объектов, например объединения «Нафтан-Полимир». По словам С.Сидорского спешить здесь нет необходимости, хотя от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» есть «конкретные предложения». Правда, позиция названных компаний (если таковая имеется) по этому поводу может измениться. К тому же белорусская сторона предложила в развитие этого проекта поставку нефтепродуктов и строительство нового нефтепровода в направлении Высокое. По мнению С.Сидорского это создает хорошие перспективы в увязке поставки нефти и нефтепродуктов с комплекса «Нафтан-Полимир» на экспорт. Правда эксперты сомневаются, сохранятся ли эти перспективы после запуска в 2012 г. нефтепровода БТС-2. Поэтому ни Роснефть, ни ЛУКОЙЛ комментариев не дают. Известно лишь, что программа стратегического развития ЛУКОЙЛа на ближайшие 10 лет сокращена более чем на 20% по сравнению с прежним вариантом — со 112 млрд.USD до 80. В ней, кстати, не исключается покупка еще одного НПЗ где-нибудь в Европе — если позволит бюджет. Но прямо белорусские объекты там не названы.

В целом, несмотря на принимаемые правительством меры, Беларусь пока остается неизвестной для иностранных инвесторов, считает председатель правления Немецкого экономического клуба в РБ Клаус Байер. По его мнению, исправить ситуацию может активный страновой маркетинг. Причем здесь не должно быть случайных мер, улучшение имиджа страны — дело не только отдельных госорганов, но и каждого гражданина. Такой подход позволит республике приблизиться к мировому рынку и поможет успешно выйти из нынешнего глобального кризиса.

В мировой практике результативность мероприятий, подобных нынешнему форуму, определяется количеством и суммой подписанных на них договоров. Результатом переговоров в Минске стал ряд соглашений и протоколов о намерении, в т.ч. касающихся производства автомобильных компонентов, электроники, лакокрасочных изделий, лекарств, т. е. окончательного «да» по большинству проектов инвесторы еще не сказали. Стоит лишь отметить инвестиционный договор между правительством Беларуси и бельгийской компанией AOI NV, предусматривающий строительство на территории Национального аэропорта “Минск” транспортно-логистического центра Airpark Minsk на сумму 218 млн. USD.

По признанию иностранных гостей, они ожидали более активного участия бизнеса в белорусском форуме. Член правления компании AOI NV Уильям Штерн был удивлен тем, что самолет, на котором он летел в Минск из Лондона — финансовой столицы Европы — оказался на две трети пуст. Бизнесмен связал это с громоздкостью процедуры получения белорусский визы.

Хотя вряд ли исключительно этим обстоятельством ограничивается интерес иностранных инвесторов. Ведь во многом «сюрпризом» остается Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. И хотя ответственный секретарь этого союза Сергей Глазьев рисовал радужные перспективы такой интеграции, у участников форума, по их словам, пока больше вопросов, чем ответов на этот счет, что, естественно, не подстегивает инвестиционную активность. Возможно, кто-то ожидает обещанного продолжения либерализации, а иные постараются добиться от правительства индивидуальных преференций. И здесь нет ничего личного по отношению к нашей экономической модели — только бизнес.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Справка «ЭГ»:

Согласно последним данным Белстата за январь-сентябрь 2009 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,8 млрд. USD инвестиций, или на 29,2% больше, чем за январь-сентябрь 2008 г.

Основными инвесторами организаций республики были компании Россия (65,5% от всех поступивших инвестиций), Австрии (10,3%), Кипра (5,4%), Швейцарии (5,3%), Соединенного Королевства (4,8%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в транспортную отрасль (39,7% от всех поступивших инвестиций), промышленность (27,6%), общую коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (17,5%).

Прямые иностранные инвестиции составили 53,2% от всех полученных иностранных инвестиций, тогда как годом ранее — лишь 35,8%. По сравнению с январем-сентябрем 2008 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,9 раза. Это не рекорд — за три квартала прошлого года ПИИ выросли в 2,1 раза по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. Интересно, что в нынешнем году основной формой привлечения прямых инвестиций были прочие прямые инвестиции (80,1% от общего объема ПИИ), тогда как годом ранее лидировали кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (69,4% от общего объема ПИИ), прочие прямые инвестиции и реинвестирование составляли тогда лишь 19,1%, а вклады в уставный фонд — 11,4%.

Напомним, что под прочими прямыми инвестициями согласно методологии Белстата понимаются прочие обязательства (т. е. кроме вкладов в уставный фонд и заемных средств) организации перед прямым иностранным инвестором. Сюда относятся, например, стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации (помимо взносов в уставный фонд); суммы задолженности за товары, работы, услуги между прямым инвестором и организацией прямого инвестирования. Иными словами — это кредиторская задолженность по договорам лизинга, поставки и т. п. А учитывая бурный рост внешней кредиторской задолженности в этом году и сложности с авансовыми платежами нерезидентам, такой вид ПИИ имеет все шансы на успех.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях