$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Штраф для аудиторов

25.11.2016

В Беларуси планируется ввести административную ответственность аудиторов за нарушения ими законодательства об аудиторской деятельности. Законодатели полагают, что угроза штрафов поможет улучшить качество аудита и появление на рынке недобросовестных участников.

Внесение дополнений в КоАП обусловлено необходимостью усиления ответственности аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Законом от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. Кроме того, аудиторским организациям разрешается осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать профессиональные услуги только с привлечением работников, состоящих в штате.

Интересно, что в обосновании законопроекта подчеркивается значимость аудиторских услуг для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, инвесторов и общества в целом. Но тогда возникает вопрос, почему этой значимости оказалось недостаточно для сохранения лицензирования аудиторской деятельности. Ведь до появления Указа № 450 несоблюдение данных требований признавалось нарушением, которое влекло приостановление действия лицензии, а то и ее аннулирование. Отменив лицензирование, государство практически утратило возможность ограничивать допуск недобросовестных участников на рынок аудита. В большинстве стран мира такие ограничения существуют в виде обязательного членства в саморегулируемых организациях или лицензирования, а то и обоих инструментов вместе. У нас же законодатели решили обойтись без любых вариантов.

Подобный либерализм не проходит даром. Теперь предлагается дополнить КоАП ст. 12.50, предусматривающей штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) за нарушение законодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. если в аудиторской организации более 3 месяцев подряд не будет в штате руководителя, имеющего квалификационный аттестат аудитора, и (или) требуемого числа аудиторов, а также за осуществление аудиторской деятельности с привлечением нештатных работников или ведение аудиторской организацией или аудитором – ИП иных видов предпринимательской деятельности, кроме аудита и профессиональных услуг. За такие же нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, штраф будет налагаться в размере от 20 до 100 БВ. Составлять протоколы о таких правонарушениях и рассматривать дела о них поручается должностным лицам Минфина.

По мнению законодателей, установленные Законом требования, а теперь – и штрафы за их невыполнение призваны обеспечивать качество аудиторских услуг. Введение административной ответственности станет мерой по совершенствованию системы регулирования и контроля в сфере аудита.

Заметим, что соблюдение квалификационных требований хотя и необходимое, но еще не достаточное условие качественного оказания услуг. Поэтому во многих странах существуют меры ответственности аудиторов не только за формальные нарушения, но и за последствия этих проступков. К примеру, в России еще в прошлом году был подготовлен проект изменений в КоАП РФ, включающий «аудиторскую» статью 29.29. Она предусматривает наложение штрафов за грубое нарушение федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов: на граждан в размере от 20 тыс. до 40 тыс. RUB, на индивидуальных предпринимателей – от 200 тыс. до 300 тыс., на должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс., а на юридических лиц – от 10 млн. до 30 млн. RUB. При этом грубым нарушением российские законодатели считают:

– осуществление аудиторской деятельности лицами, не имеющими права ею заниматься;

– осуществление аудиторской организацией иной предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных законом;

– несоставление при оказании аудиторских услуг документов на русском языке;

– необеспечение хранения документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории РФ, в т.ч. размещение баз данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, не на территории РФ;

– нарушения закона, стандартов, правил независимости и кодекса профессиональной этики, если они привели к выражению ненадлежащего аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в том случае, когда в ней имеются существенные искажения, и о недостоверности бухгалтерской отчетности, когда в ней отсутствуют существенные искажения. Для таких случаев и планируется максимальный штраф.

Поскольку в рамках ЕАЭС планируется создать единый рынок услуг, в т.ч. аудиторских, то странам союза придется как-то унифицировать подходы к допуску участников на рынки и их ответственность за нарушения. Но если планируемые белорусские санкции выглядят довольно скромно, то российские – чрезмерно жестко.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН