$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

ШКОЛА ПОД ПРИЦЕЛОМ ДЕМОГРАФИИ И НАУКИ©

14.12.2012

В настоящее время в стране рождается намного меньше детей, чем, к примеру, во второй половине 80-х годов прошлого века. Поскольку наполняемость классов снижается, то, по-видимому, у государства появилась возможность экономить бюджетные средства на обучении. Кроме того, в условиях демографического спада школьное образование должно становиться более качественным. Так ли это?

А.МАХНАЧ, г. Гомель

Для того чтобы объяснить актуальность демографической проблемы, приведу лишь две цифры. Если абсолютное число родившихся в Беларуси в 1960 г. достигло 200 тыс. человек, то в 2011 г. — всего 109,4 тыс. При этом сильно пострадали школы — их стало почти на четверть меньше, да и детей там заметно поубавилось. Из года в год за парты садятся все меньше первоклассников (в 1990 г. — 165,5 тыс., в 2012 г. — 88 тыс.). Уменьшается наполняемость классов (средняя по республике в 1997 г. — 20 учеников на класс, в 2012 г. — 14,7, а в сельской местности — всего 8,3), уже не редкостью стали классы с одним-двумя учениками, что ведет к удорожанию стоимости обучения школьника.

Конечно, государство предпринимает меры для смягчения ситуации: ежегодно увеличивается рост бюджетного финансирования школ, происходит их укрупнение, организуется подвоз детей. Поэтому экономии бюджетных средств как раз и не происходит. На 2013 г. расходы консолидированного бюджета на образование определены в сумме 34 067,5 млрд. Br, что составит 124,6% к аналогичным расходам в т.г.

Сегодня обсуждается необходимость подготовки студентов в педагогических вузах для их дальнейшей работы в условиях небольшой наполняемости классов. Имеется в виду проведение не только обычных уроков, но и различных школьных мероприятий. К примеру, неподготовленному педагогу будет сложно организовать школьный вечер для 20 учеников в возрасте от 11 до 17 лет.

Что касается качества школьного образования, то оно зависит от многих факторов. Но понятно, что учителю намного легче работать, когда в классе сидят 15 человек, а не 40. Обучение, таким образом, становится более индивидуальным.

Мой внук посещает школу, где кроме сторожа работают только женщины. Они ведут все уроки, в т.ч. физкультуру и труд. Конечно, дома он общается с отцом, но хотелось бы, чтобы и в школе чувствовалось «мужское» влияние. Неужели правительство не замечает этой проблемы?

 

Г. САВЧУК, Брестская обл.

Вопрос о том, как вернуть в школу педагогов-мужчин, неоднократно обсуждался и в Палате представителей, и в Министерстве образования, но решить его пока не удается.

А он чрезвычайно актуален, поскольку в Беларуси каждый пятый ребенок рождается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Если в 1990 г. удельный вес «внебрачных» младенцев составлял 8,5% в общей численности новорожденных, в 2000 г. — 18,6%, то в 2011 г. — более 20%. Причем наиболее высокая доля рождений вне зарегистрированных браков отмечается у матерей моложе 20 лет. В настоящее время в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет находятся 19 660, а от 1,5 до 3 лет — 21 684 матери-одиночки. По данным переписи 2009 г., всего в республике зарегистрировано 157 639 семей, в которых дети в возрасте до 18 лет воспитываются одной матерью.

Дети матерей-одиночек получают исключительно одностороннее воспитание как дома, так и в школе, где среди учителей более 92% — женщины. По мнению психологов, такой перекос негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, его социализации и психологической адаптации.

Однако в любом случае будущих учителей следует обучать особенностям взаимоотношений с детьми из неполных семей.

Проблема привлечения педагогов-мужчин в школы характерна не только для нашей республики. Не менее остро она стоит и в других государствах, причем независимо от континента: и в Европе, и в Азии. Чтобы привлечь мужчин в школу для преподавания, в разных странах поступают по-разному. К примеру, в Сеуле рассматривается вопрос о введении специальной 30-процентной квоты для учителей-мужчин. Но каждому понятно, что без расширения социального пакета и финансовой заинтересованности проблему не решишь. Чтобы профессия учителя стала престижной, молодой специалист должен быть уверен в том, что он будет достаточно зарабатывать, сможет построить квартиру, содержать семью, отдохнуть в отпуске на хорошем курорте и т.д. Тогда он не сбежит из школы, отработав два года после вуза.

Есть предложения предоставлять работающим в школе молодым педагогам-мужчинам отсрочку от призыва на срочную военную службу. Или, например, в первую очередь обеспечить арендным жильем, которое государство уже строит, учителей.

В нашей семье подрастают мальчики-тройняшки. Нас беспокоит, что сыновья предпочитают общаться только друг с другом, игнорируя соседских детей, требуют одевать их одинаково. Через год они пойдут в школу. Слышали, что в Европе есть школы, которые «специализируются» на близнецах. Возможно, что-то похожее планируется и у нас?

 

КАТЕРИНА, г. Минск

Количество детей, рожденных в двойнях и тройнях, с каждым годом увеличивается. За последние 5 лет таких случаев в Беларуси зарегистрировано около 5,5 тыс. (в 2011 г. родилось 1007 двоен и 29 троен).

Кстати, закон рождения близнецов был сформулирован более ста лет назад: одна двойня появляется на 85 одиночных родов, одна тройня — на 85 двоен, одна четверня — на 85 троен и т.д. Однако в наше время близнецов рождается больше. По мнению ученых, частично это связано с тем, что получила широкое распространение методика искусственного оплодотворения ЭКО, при которой многоплодная беременность встречается в 25–30% случаев.

В Беларуси близнецов в ближайшей перспективе станет рождаться еще больше, поскольку с 2013 г. для бездетных пар вводится льготное кредитование ЭКО.

Понятно, что беспокоит автора письма: для этой категории учеников требуются особые условия организации учебного процесса. Так, детям-близнецам лучше начинать обучение в одном классе (но в последующем иногда разумнее распределить их по разным классам). Ни одна постоянная форма размещения учеников в школе не подходит для близнецов: они должны сидеть вместе, но за столом (партой) их нужно менять местами каждый год. Установлено, что разделенные близнецы намного хуже учатся, они постоянно напряжены. Есть и иные требования (как спрашивать, как оценивать и т.п.), которым национальная педагогическая наука и вузы при подготовке учителей пока не уделяют внимание.

Действительно, в некоторых странах таких детей родители записывают в специальные школы. Так, в одной из школ английского города Хартфорд учатся сразу 20 пар близнецов.

Думаю, что в родительской среде потребность в специализированном обучении таких детей будет постепенно нарастать и государству следовало бы упредить эти запросы. Каким образом? В крупных городах можно выделить одну-две школы, ориентированные на обучение близнецов, а в педагогических вузах открыть соответствующую специализацию.

Демография и наука будут постоянно ставить новые задачи перед образованием. Строительство в Беларуси АЭС, развитие космических технологий, урбанизация, миграционные процессы, несомненно, также повлияют на образование и подготовку педагогических кадров. Главное — вовремя замечать требования времени и своевременно на них реагировать.

Владимир ЗДАНОВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания второго – четвертого созывов, заслуженный учитель Республики Беларусь