$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ШКОЛА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ВОЛШЕБСТВА©

20.01.2015

Минторг и Минэкономики письмом от 15.01.2015 № 03-20/55 и № 05/390 разъяснили, что при соблюдении субъектами хозяйствования приведенных ниже рекомендуемых правил формирования (определения) цен к данным субъектам не будут применяться меры ответственности, предусмотренные постановлением Совмина от 19.12.2014 № 1207 (далее — постановление № 1207).

Рекомендуемые правила формирования (определения) цен

1. При формировании отпускных цен:

1.1. отпускная цена может быть увеличена производителем на величину изменения стоимости импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран* и поступивших после 18.12.2014 г., с учетом ее доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза, не допускается.

Стоимость импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран*, не может быть увеличена более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5%. При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившегося уровня рентабельности по организации за январь–сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности;

1.2. на импортируемые товары, приобретенные после 18.12.2014 г., допускается увеличение отпускной цены не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5%, при применении рентабельности продаж не более 3%.

2. При расчете цен реализации субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую торговлю товарами, приобретенными на территории республики, и расчете розничных цен субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю:

2.1. применение торговых (оптовых) надбавок по конкретным видам товаров допускается в размерах, не превышающих применяемые по состоянию на (до) 18.12.2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий), при применении рентабельности продаж не более 3%;

2.2. реализация плодоовощной продукции из стабилизационных фондов допускается по розничным ценам (отпускным ценам с учетом торговой надбавки), установленным решениями облисполкомов и Мингорисполкома на декабрь 2014 г.

____________________

* Страны, не входящие в Евразийский экономический союз.

Напомним, постановлением № 1207 отраслевым министерствам, концернам, другим республиканским органам государственного управления и иным госорганизациям, подчиненным правительству РБ, облисполкомам, Мингорисполкому было поручено не допускать роста отпускных цен на товары, производимые подчиненными (входящими в состав) организациями. Перед Минторгом, Минсвязи, Белкоопсоюзом, облисполкомами и Мингорисполкомом поставлена задача не допустить роста розничных цен на потребительские товары и обеспечить наличие широкого их ассортимента в торговых объектах, включая интернет-торговлю. При этом превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г., считается грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с Указом от 5.12.2014 № 567 (далее — Указ № 567). В свою очередь, Минэкономики поручено ввести мораторий на любое повышение тарифов на услуги естественных монополий, а также субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, без соответствующего разрешения правительства. Получается, что субъектов хозяйствования, не имеющих ведомственной и территориальной подчиненности, не занятых в розничной торговле и не являющихся монополистами постановление № 1207 не касается.

По-видимому, за месяц власти поняли, что удержать цены после столь серьезной девальвации рубля — задача непосильная, и решили предложить более мягкий вариант. Но для этого выбрана довольно странная форма.

Прежде всего данное письмо не является нормативным правовым актом, зарегистрированным в установленном порядке, а потому содержащиеся в нем правила являются именно рекомендуемыми, а не обязательными к применению. При этом постановление № 1207 не содержит прямого запрета для субъектов хозяйствования — производителей и оптовиков (в т.ч. импортеров) повышать цены, а требует от министерств, концернов и исполкомов это повышение не допускать — разумеется, исключительно законными методами. Но если для ритейла повышение розничных цен грозит закрытием на срок до 90 дней в соответствии с п. 3 Указа № 567, то в отношении организаций — производителей и оптовой торговли каких-либо санкций не предусмотрено.

Интересно, что никаких поблажек, в т.ч. в виде увеличения отпускной цены на процент изменения курса рубля к курсу валюты договора, постановление № 1207 не предусматривает. Зато в письме такая поблажка рекомендована — с одновременным ограничением роста цен и уровня рентабельности.

Между тем согласно ст. 7 Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 11.07.2014 г., далее — Закон) регулируемые цены (тарифы) в нашей стране применяются только на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, на услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, а также на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином. Однако в постановлении № 1207 речь по сути идет о тотальном ограничении цен. Далее, ст. 8 Закона позволяет Президенту и государственным органам, осуществляющим регулирование цен (тарифов), в пределах своих полномочий устанавливать фиксированные и предельные цены (тарифы), предельные надбавки (скидки, наценки), предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), определять порядок установления, применения, индексации и декларирования цен (тарифов).

Республиканский орган госуправления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов) (которым с недавних пор стал Минторг), в соответствии со ст. 11 Закона полномочен, в частности, обеспечивать единые подходы в области ценообразования, в т.ч. определять порядок установления, применения и декларирования цен (тарифов), осуществлять методическое руководство ценообразованием, а также принимать обязательные для субъектов ценообразования решения о введении, изменении или прекращении регулирования цен (тарифов) в случаях, предусмотренных законодательством. Случай, как видим, представился.

Пункт 81 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе) допускает введение странами — членами ЕАЭС государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, в исключительных случаях, к которым относятся в т.ч. чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции. Но государственное ценовое регулирование может вводиться лишь на отдельные виды социально значимых товаров на определенный срок (до 90 календарных дней в течение 1 года). Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Евразийской экономической комиссией. Соответствует ли постановление № 1207 и письмо этим требованиям?

Магия цифр

Применение формул повышения цен, изложенных в письме, требует сбора и анализа данных по конкретному предприятию.

К примеру, по итогам 9 месяцев прошлого года удельный вес импортного сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива в затратах на производство продукции (работ, услуг) составляет 24,8%, в т.ч. в промышленности — 37,5%, а в торговле — 4,3%. Но это — доля в себестоимости, которая сама составляет в выручке (а следовательно, в цене) в целом по республике 79,7% (в промышленности — 78,7%). Таким образом, импортная составляющая в цене — 19,8% (79,7 х 24,8%) и 29,5% (78,7 х 37,5%). Если предположить, что половина импорта поступает из стран ЕАЭС (что примерно соответствует структуре нашей внешней торговли), то доля поставок из третьих стран составляет в целом по стране 9,85%, а в промышленности — 14,75%. Впрочем, у каждого предприятия эта доля будет своя.

Допустим, материалы поступили 19 декабря, а цены мы формируем месяц спустя. Курс доллара за это время вырос на 36,6%: с 10 890 до 14 880 USD/Br. Следуя формуле изменения цены, предложенной производителям в письме, «среднестатистическое» предприятие промышленности со среднестатистической же импортной составляющей может увеличить цену на 19,4% (14,75 х (1,366 – 0,05)), а со средней долей импорта по стране — на 12,96% (9,85 х (1,366 – 0,05)). Но это не конечная цифра — нужно проследить, чтобы плановый уровень рентабельности не превысил фактически сложившийся по организации за январь–сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности. В подп. 1.1 письма не уточняется, о какой именно рентабельности идет речь. Рискну предположить, что о рентабельности продаж, поскольку далее в подп. 1.2 говорится именно о ней.

Специалистам на предприятиях придется формировать цены на отдельные виды продукции с разной доходностью, приводя ее суммарно к общему уровню. Скорее всего, рентабельность в целом начнет падать — ведь наиболее прибыльные продукты будут подгоняться под менее выгодные, чтобы обеспечить «среднюю температуру по больнице» не выше чем за 9 месяцев прошлого года.

Организациям розничной и оптовой торговли придется рассчитывать размер торговых надбавок на импортируемые товары таким образом, чтобы рентабельность продаж в целом по предприятию не превышала 3%. Определение этого показателя в письме не уточняется. Но в Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утв. постановлением Минэкономики от 31.08.2005 № 158, это отношение чистой прибыли к выручке, а в статистике — отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к выручке. Разница тут весьма существенная. К тому же чтобы формировать цену в торговле на основе рентабельности, нужно знать совокупные издержки организации. Разумеется, придется регулярно делать перерасчеты — с каждым изменением курса и новой партией товара.

Заметим, что на пресс-конференции 16 января замминистра торговли Ирина Наркевич заверила, что цифра сформирована исходя из того, что реальная средняя рентабельность в стране составляет 2,4%, а потому ограничение в 3% «позволит нормально работать».

Заколдованная калькуляция

Получается, что больше всего возможностей увеличивать цены есть у компаний с материалоемким производством, низкой общей рентабельностью и очень высокой долей импорта в затратах. Зато у предприятий, использующих в основном отечественные материалы и просто работающих с высокой рентабельностью, исходя из рекомендуемых алгоритмов нет оснований для повышения цен — даже в том случае, если их смежники из первой группы это делают.

При этом вообще не учитывается, что помимо сырья и материалов в калькуляции цены есть множество других статей, которые нуждаются в индексации, например, расходы на электроэнергию, уже подорожавшие с 1 января, услуги сторонних организаций, в т.ч. иностранных, оплачиваемые в валюте, транспортные расходы, завязанные на ГСМ. Интересно, что бензин и газ тоже подорожали, хотя последний, как и нефть, мы получаем из России, что, по мнению авторов письма, должно гарантировать от повышения цен. При этом, видимо, не учитывается ни тот факт, что российский рубль за месяц тоже подорожал к белорусскому на 39,9%, ни значительная доля СКВ в расчетах с компаниями из РФ.

Есть зарплата, которую иногда приходится индексировать — в соответствии с законодательством или исходя из состояния рынка труда и настроений работников. Есть не включаемые в калькуляции инвестиционные и финансовые расходы. В числе последних — курсовые разницы, возникшие в результате девальвации, а это по 4 тыс. Br убытка на каждый доллар задолженности в валюте за товары, кредиты банков, лизинг, существовавшей с 18 декабря по 20 января. Единственным источником покрытия этих расходов и убытков является цена.

Заметим, что в письме ничего не говорится об обязанности предприятий производить перечисленные расчеты, правилах их хранения и оформления. Согласно подп. 2.11 Указа Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), только на товары (работы, услуги), которые регулируются Совмином и иными госорганами (организациями) в установленном порядке. Юрлица, применяющие УСН с ведением книги учета доходов и расходов, а также некоторые другие категории субъектов хозяйствования от этой обязанности освобождены. Однако выполнение рекомендованного в письме порядка формирования цен подразумевает соответствующий документооборот, наличие и содержание которого, по-видимому, будет контролироваться.

Зачарованные показатели

Призыв к бизнесу «затянуть пояса в трудное время» звучит красиво. Но многие белорусские компании уже подняли цены на свои товары и услуги, будучи уверенными, что иначе поступают только лохи и «всех не проверят». В их действиях есть определенная рациональность — они намерены выжить любой ценой (во всех смыслах), сохранив на прежнем уровне свою норму прибыли и окупаемость инвестиций, невзирая ни на какие макроэкономические катаклизмы и административные предписания. Свидетельство тому — прайс-листы и коммерческие предложения, выпущенные в последние 2 недели. Вряд ли у контролирующих органов хватит сил и времени обуздать этот поток, тем более что у оптовиков и производителей нет торговых объектов, которые можно было бы закрыть по Указу № 567, а оштрафовать по ст. 12.4 КоАП можно за нарушение установленного, а не рекомендованного порядка формирования и применения цен (тарифов).

Те, кто не захотел, побоялся или не имеет возможности последовать примеру «нарушителей», неизбежно понесут существенные убытки, а иным грозит утрата своего дела. Более того, тех, кто не увеличит цены, может постичь «кассовый разрыв»: поступление выручки не обеспечит достаточных сумм на расчетных счетах для оплаты будущих расходов, в т.ч. для приобретения дорожающих товаров и материалов. Поскольку получить кредиты на пополнение оборотных средств почти невозможно, «ценовой патриотизм» обернется обвальной неплатежеспособностью. Прибыль, выведенная в отчетности, после этого уже не понадобится. Впрочем, одним из основных принципов ценообразования в ст. 5 Закона названо установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли.

Парадоксально, но выиграют здесь предприятия с большими складскими запасами. Они смогут «протянуть» до лучших времен, потихоньку разгружая склады, даже если производство встанет. Зато соблюдение рекомендованного в письме порядка очень усложнит жизнь торговых компаний и многих производителей, работающих в основном на внутренний рынок. Выжить смогут лишь те, кто имеет стабильную экспортную выручку (желательно из-за пределов ЕАЭС), а также обладает значительными собственными средствами в СКВ или имеет доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам.

Вероятно, вслед за постановлением № 1207 и рекомендациями следовало бы скорректировать нормы Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», относящие организации, имеющие убыток по итогам отчетного (налогового) периода, к группе высокого риска, что влечет ежегодное проведение плановых проверок. Кроме того, надо что-то делать с планируемым уровнем рентабельности продаж, установленным в числе целевых показателей прогноза социально-экономического развития постановлением Совмина от 24.12.2014 № 1238, — их достижение прямо исключается рекомендациями.

Правда, премьер-министр Андрей Кобяков пообещал, что жесткий контроль за ценами сохранится, но не будет вечным. По его словам, данная мера временная и установлена только на переходный период, чтобы не было разбалансированности в экономике. «Как только будет сформировано понимание и приведены в соответствие потребности с возможностями, естественно, от такого жесткого регулирования мы откажемся», — заверил глава правительства.

Остается надеяться, что к тому времени у субъектов хозяйствования останутся какие-нибудь потребности и возможности…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях