$

2.0788 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ШИТЬЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ©

13.06.2014

Группа компаний «Марк Формэль», специализирующаяся на производстве и реализации трикотажа и белья, намерена удвоить продажи в этом году в результате преобразований, подсказанных командой консультантов ЕБРР.

По большому счету это история о том, как предприятие, следовавшее понятной логике наращивания производственных мощностей, почувствовало себя в ловушке, выбраться из которой помог современный управленческий опыт зарубежных специалистов и новая стратегия.

«Обратиться за консультационной поддержкой нас заставило понимание того, что дальнейший рост производства и производительности все равно не позволяет на равных конкурировать с глобальными игроками», — вспоминает директор ООО «Марк Формэль» Андрей Сериков. Руководство компании убедилось, что инвестиции в новейшее в мире оборудование сами по себе не гарантируют успеха. Зарубежные конкуренты выигрывают в другом — в технологиях разработки, в моделях и продвижении. Но белорусам найти пути дальнейшего развития не помогли ни креативные и рекламные агентства, ни опросы клиентов. «В консультационном проекте с ЕБРР для нас самым главным стала эволюция сознания, — говорит А.Сериков. — Мы поняли, что создание не продукции, а коллекций — высокотехнологический процесс, что помимо нового оборудования и технологий предприятию нужны знания о современной организации производства. С точки зрения стратегии мы изменились кардинально — из производственной компания стала розничной. И теперь в швейной фабрике я вижу только часть бизнеса».

Его жена, директор ООО «Формэль» Светлана Сипарова добавляет, что развитие собственной розницы помогло группе лучше понять как своего покупателя, так и партнерские компании. «Как-то один из клиентов заметил, что в универмаги перестает ходить молодежь. Думаю, в этом есть вина белорусских производителей. Наверное, они не так интересны молодым людям, как европейские бренды, предлагающие более смелые и модные решения. Такой тренд мотивирует нас изменить подход к разработке коллекций. Ранее как оптовый производитель мы думали о штуках и не заморачивались тем, как продукция будет представлена в магазинах. Это пришлось изменить. В разработанной для фирменных магазинов концепции учтены, в частности, советы о презентации белья и спортивных коллекций. Теперь, например, постановка задач художникам не сводится к команде «срочно нужны 10 тыс. трусов». Мы выбираем интересную историю, которую можно развить».

Свои фишки

От маркетинговых ошибок владельцев швейного семейного бизнеса не смогли уберечь дипломы МВА. На низко конкурентном белорусском рынке многие оценки существенно искажаются. Чтобы переосмыслить объем и направления маркетингового и рекламного бюджетов, понадобились время и помощь консультантов. Найти с ними общий язык при первой встрече было затруднительно: опытные производственники вынуждены были признаться, что не видят связи между объемами выпуска и продаж. «Не было ощущения, что покупатель идентифицирует марку с продукцией. Мы понимали риски так: придет другой игрок, и обнаружится, что у потребителя нет лояльности к марке, — вспоминает С.Сипарова. — Консультант показал, почему нашу марку будут покупать и что надо изменить, чтобы закрепить лояльность потребителей. Проведенные исследования и анализ конкурентов позволили разработать подход к бренду, который поможет компании дальше успешно развиваться».

Белорусский консультант проекта — управляющий партнер EnterInvest Олег Чанов о состоявшемся сотрудничестве говорит скупо. По его словам, собственники бизнеса связывали основную угрозу с приходом на рынок глобальных игроков. Желание изменить компанию заставило искать наиболее эффективные пути. Начать пришлось со смены приоритетов: вместо производства главным стали запросы потребителей. Повернувшись к ним лицом, компания получила возможность воспользоваться мировым опытом для достижения успеха. Например, теперь идут переговоры о еженедельном просмотре коллекции «Марк Формэль» международными экспертами в области моды. Заметим, что внимание к сбыту нисколько не мешает наращиванию производства. Напротив, оно увеличивается на 30–40% в год на 5 фабриках: в Узде, Старых Дорогах, Слуцке, Борисове и Заславле, где занято более тысячи работников. Одновременно развивается торговая сеть, в которой уже 42 магазина. Об их потенциале говорит и то, что тиражированием его успеха интересуются бизнесмены в сопредельных странах, готовые покупать франшизу на открытие магазинов.

В фокусе консалтера

Сотрудничество с опытными консультантами доступно и другим. Национальный менеджер программы ЕБРР Ольга Кузнецова отмечает, что за последние 3 года с зарубежными отраслевыми экспертами начали работать 12 белорусских предприятий. Отраслевую экспертизу ЕБРР предлагаем тем, кто уже добился определенного успеха на внутреннем рынке и стремится обрести конкурентоспособность за его пределами. Например, на «Марк Формэль» белорусский консультант помогал разрабатывать бренд-стратегию компании, зарубежные эксперты — создавать коллекции и концепции фирменных магазинов. Внешние специалисты обладают немалым управленческим опытом (не менее 15 лет), умеют находить пути повышения конкурентоспособности, а также располагают деловыми контактами для выхода на новые рынки. В базе ЕБРР данные о более 6 тыс. консультантов и 1,5 тыс. отраслевых экспертов.

Консультационные проекты длятся от 4 до 6 месяцев и предполагают передачу ноу-хау международными экспертами для бизнесов разных отраслей по таким направлениям, как стратегия, маркетинг, организационная структура, операционная деятельность, управление качеством, улучшение финансовой отчетности. По завершении проектов внешние консультанты встречаются со специалистами подопечных предприятий через год, чтобы оценить динамику их достижений. Статистика говорит о том, что все клиенты ЕБРР в консалтинговых проектах отмечают увеличение числа новых рабочих мест (в среднем на 14%), в т.ч. за прошлый год — более 9 тысяч рабочих мест. Большинство отмечают рост производительности и товарооборота.

В настоящее время «Марк Формэль» обратился в ЕБРР с просьбой об участии в других консалтинговых программах. Теперь швейникам предстоит сотрудничество с управляющим крупной зарубежной корпорации, который готов подсказывать новые рецепты успеха.

Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА «ЭГ»

Группа компаний «Марк Формэль» известна на белорусском рынке уже 12 лет. Объем выпуска на 5 собственных швейных фабриках и на партнерских предприятиях по аутсорсингу составляет 500–600 тыс. изделий в месяц. Выручка фирменной торговой сети в 2013 г. составила более 46 млрд. Br, а за 5 месяцев т.г. — 30 млрд.