Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
26.03.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Шеф, вам бонус!

Руководители белорусских предприятий смогут получать по итогам года дополнительное вознаграждение — годовой бонус в размере не менее 12 должностных окладов. Так правительство рассчитывает материально заинтересовать топ-менеджеров в выполнении прогноз...

Руководители белорусских предприятий смогут получать по итогам года дополнительное вознаграждение — годовой бонус в размере не менее 12 должностных окладов. Так правительство рассчитывает материально заинтересовать топ-менеджеров в выполнении прогнозных показателей.

Это решение содержится в постановлении Совмина от 18.03.2010 № 385 (НРПА от 22.03.2010 № 5/31467), которым вносятся соответствующие изменения в постановление от 25.07.2002 № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности».

Годовой бонус представляет собой единовременное поощрение за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год. Он будет выплачиваться в порядке и на условиях, определяемых органом, заключившим контракт, после подведения итогов работы организации.

Таким образом, у директората будет дополнительный стимул, чтобы обеспечить в завершающем году пятилетки запланированный рост выручки, инвестиций, экспорта, снижение складских запасов, материалоемкости и энергоемкости, соотношение темпов роста выручки и объемов производства промышленной продукции, производительность труда, рентабельность, долю сертифицированной и новой продукции в общем объеме промышленного производства. С одной стороны, поскольку многие доведенные показатели сформированы в процентах к тяжкому 2009 г., относительные результаты в текущем году могут оказаться вполне успешными. С другой — цифры, названные в Указе от 7.12.2009 № 595 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год» и постановлении Совмина от 31.12.2009 № 1740 «Об утверждении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год», многим кажутся чрезмерно оптимистичными и труднодостижимыми.

Выплата годовых вознаграждений — широко распространенная в мире практика. По данным общеиндустриального обзора зарплат и компенсаций 2009/2010, проведенного компанией Ernst & Young, премии по результатам работы руководителей высшего звена в среднем планируются на уровне 80% от годовой зарплаты, а среднего — около 35%. В Беларуси же должностной оклад директоров может составлять 30–40% суммарной зарплаты руководителя. Остальное обеспечивается в течение года разнообразными надбавками и премиями. Значит, и бонус составит такую долю годового дохода. Однако главное различие — в суммах. Например, согласно докладу главного финансового инспектора штата Нью-Йорк Томаса Динаполи по итогам 2009 г. общая сумма премиальных, полученных финансистами Уолл-стрит, достигла 20,3 млрд. USD — на 17% больше, чем год назад, а в среднем на одного служащего — 123 850 USD, что, кстати, куда ниже рекордного 2006 г. — 191 360 USD. Отметим, что за рубежом раскрытие информации о вознаграждениях топ-менеджеров — обязательное условие для компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке.

В Беларуси ситуация несколько иная. Более чем скромные по мировым меркам зарплаты директоров явно не адекватны степени их ответственности и сложности управленческих задач. Но если на западе разница между зарплатой высшего звена управления и остального персонала исчисляется в десятки раз, то у нас коэффициент соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты по организации, согласно постановлению № 1003, в целом не может превышать 8,0 (кстати годовой бонус при расчете этого коэффициента не учитывается).

А потому необходимость в эффективных мерах мотивации руководящего состава вынуждает государство постепенно отказываться от глубоко въевшейся с советских времен уравниловки. Ведь польский экономист Оскар Ланге почти 70 лет назад математически доказал, что именно отсутствие мотивации обрекает построение социализма на неудачу. Правда, и материальное стимулирование отнюдь не гарантирует успеха. К примеру, по данным контрольного управления конгресса США, топ-менеджеры 10 крупных компаний, обанкротившихся за последние 10 лет, получили 350 млн. USD. Инвесторы потеряли при этом свои вложения, а директора остались при своих миллионах. Неудивительно, что мировой кризис заставил политиков и общественность весьма критически отнестись к существующей практике премирования.

Но если на саммитах G-20 звучали ни к чему не обязывающие призывы, то в некоторых странах были приняты радикальные меры. Так, в Великобритании ввели 50-процентный налог на годовые бонусы, превышающие 25 тыс. фунтов (41 тыс. USD). Интересно, что сами топ-менеджеры считают себя недооцененными. Согласно исследованию портала BlueSteps.com, опросившего зимой 196 руководителей крупнейших компаний мира, 41% респондентов признались, что демотивированы, а 18% — что это стало прямым следствием рецессии.

По мнению главы Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского Георгия Бадея, государство как собственник вправе устанавливать любые формы и размеры стимулирования руководителей госпредприятий. Что же касается предприятий с долей госсобственности, то здесь нелишне бы спросить мнение остальных владельцев, особенно там, где у государства лишь миноритарная доля. Частные компании тоже вправе принять за образец нормы Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утв. постановлением № 1003. Но они, скорее всего, покажутся им слишком категоричными. Скажем, акционеры-частники могут счесть норматив «не менее 12 должностных окладов» чрезмерным и предпочтут ограничиться, например, 5–6. Ведь новая выплата станет дополнительным бременем, поскольку все вознаграждения по итогам работы за год выплачиваются за счет чистой прибыли, оставшейся после налогообложения.

Кроме того, привязка вознаграждения к результатам финансово-хозяйственной деятельности зачастую вводит топ-менеджеров в соблазн заставить бухгалтеров вывести нужные цифры на бумаге, что куда проще, чем добиться их в реальности. Благо у нас штрафы за представление искаженных данных статотчетности в Белстат, согласно ст.23.18 КоАП, нынче уменьшились с 50–120 до 20–100 базовых величин, а в вышестоящие организации — с 50–100 до 20–80 БВ. А теперь в случае чего и источник для их уплаты будет…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by