Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Маркетинг
16.01.2007 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Шансы в конкурентной борьбе

оценивают менеджеры предприятий пищепрома

Вполне вероятно, что Украина и Россия уже в этом году вступят в ВТО. Беларусь на пути в эту организацию заметно отстает от своих крупнейших торговых партнеров. Чем это грозит для нас? А с другой стороны, какие проблемы может создать для нашей экономики грядущее в перспективе вступление страны в ВТО?

… Институт экономики Национальной академии наук Беларуси провел анализ «чувствительности» отраслей к предстоящим переменам и дал оценку последствий в результате вступления в ВТО. Выводы таковы: произойдет разделение отраслей на позитивные и сокращающиеся. Легче будет отраслям, экспорт которых ориентирован на страны вне СНГ. Это черная металлургия, деревообработка, бумажная отрасль. А вот у пищевой и легкой промышленности будут проблемы. Будут они и у сельхозпроизводителей, от поддержки которых государство должно отказаться.

Так идем мы или не идем в ВТО, и что же будет с нашим сельским хозяйством, переработчиками сельхозпродукции (а значит, и с известными молочными и мясными брэндами) без поддержки государства, если мы туда все-таки придем? Эти вопросы мы адресовали заместителю министра экономики Беларуси Андрею ТУРУ:

— Движение Беларуси к ВТО идет: страна твердо намерена стать членом этой влиятельной на мировом рынке организации. При приобретении членства в ВТО государство будет продолжать поддерживать сельхозпроизводителей. Так делают все. Та же Украина, вступая в ВТО, подчеркнула, что все ее программы по поддержке села остаются неизменными. Конечно, определенные ограничения для сельского хозяйства в ВТО существуют. Однако до тех пор, пока они начнут действовать, странам будет дан некий адаптационный период, чтобы их сельхозотрасли привели свою работу в соответствие с новыми требованиями. Так что как присутствовали на зарубежном и отечественном рынках белорусские брэнды молочной и мясоперерабатывающей промышленности, так они будут и дальше занимать свои ниши. Более того, надеемся, что, отвечая новым глобальным вызовам, со временем они еще больше укрепят свои позиции.

А вот о том, как готовятся к вступлению в ВТО те, кому, по мнению ученых, придется несладко, мы решили узнать, что называется, из первых уст.

Вопрос: «Как вы реализуете экспортную стратегию сегодня и сможете ли конкурировать в условиях вступления страны в ВТО?» — наш корреспондент задал представителям ряда предприятий пищевой промышленности республики. Вот что они ответили.

Елена БАБКИНА, заместитель генерального директора ОАО «Савушкин продукт»:

— Мы торгуем с рядом стран СНГ, а в Россию поставляем продукцию вплоть до Норильска. Планируем начать торговать с Германией, Польшей, странами Балтии. На предприятии давно внедрены системы качества ИСО 9000, НАССР. Готовим продукцию и сопровождающие производство документы для получения ветеринарного знака Брюсселя. Считаем, что если страна вступит в ВТО, у нас также не будет проблем. Тем более что Россия — наш основной партнер — уже почти член этой организации.

Владимир ЕРМОЛИК, коммерческий директор ОАО «Беллакт»:

— Мы довольно успешно занимаемся экспортом: поставляем товар, кроме России, в Мексику, Алжир, другие страны мира. А вот с Европой не работаем, хотя имеем почти все нужные для этого сертификаты соответствия. Не хватает только одного: ветеринарного торгового знака ЕС, заявку на присвоение которого четырем предприятиям, в том числе и нашему заводу, Министерство сельского хозяйства и продовольствия уже подало. Что касается ВТО, то мы также стараемся реально оценивать свои возможности и потенциал. Полагаю, что предприятию удастся вписаться в новые условия хозяйствования при вступлении Беларуси в эту организацию.

Виталий ГАЦУЛИН, начальник отдела маркетинга и сбыта ОАО «Гомельский жировой комбинат»:

— Кроме стран Балтии, ни с кем не торгуем: даже со странами СНГ (в том числе с Россией). Тем не менее не теряем надежду пробиться на новые зарубежные рынки. Для этого регулярно участвуем в различных выставках, в том числе проводимых в Российской Федерации. И хотя качество нашей продукции сегодня лучше российского, цена остается неконкурентоспособной. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, заменяем оборудование на более современное. Ищем другие пути повышения конкурентоспособности. Недавно выпустили новый вид маргарина, соответствующий стандартам ЕС. Готовимся и к вступлению в ВТО. И если Российская Федерация вступит в эту организацию, нашим российским поставщикам придется «подогнать» свое сырье под стандарты ЕС, значит, и у нашего комбината будет меньше проблем в торговле в рамках ВТО.

Иван ЖУК, директор ОАО «Волковысский мясокомбинат»:

— Всю продукцию мясопереработки реализуем на внутреннем рынке с ежегодной рентабельностью 8%. А с Россией и Украиной торгуем сырьем. Конечно, мы готовимся получить сертификаты ЕС и ветеринарный знак Брюсселя — эта наше будущее, без них мы расширять торговлю, в том числе в ЕС, не сможем. Будущее покажет и то, что нам даст ВТО.

Татьяна КОТ, начальник отдела маркетинга ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»:

— Наши главные конкуренты на отечественном и зарубежном рынках — россияне. Пока продукция фабрики неконкурентоспособна по цене. Стараясь вписаться в главный для нас российский рынок, работаем над снижением цен. Вот уже 7 лет торгуем с США. С другими странами пока контрактов нет, хотя брэнд «Слодыч» знают во многих станах мира благодаря нашему участию в выставках в составе концерна «Белгоспищепром». На мой взгляд, несмотря на то что предприятие работает по стандартам, выдерживающим требования ЕС, торговать в условиях ВТО фабрике будет сложно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений