$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ШАНС ИЗБЕЖАТЬ САНКЦИЙ©

26.06.2015

Проекты

 

В Беларуси планируется усовершенствовать порядок освобождения субъектов хозяйствования от административных взысканий. Проект соответствующего указа призван защитить бизнес от необоснованного банкротства, способствовать сохранению и развитию «производств, наиболее значимых для Беларуси и ее административно-территориальных единиц».

По-видимому, действующий Указ от 17.10.2005 № 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий» (далее — Указ № 481) не слишком справляется с такой задачей. Об этом свидетельствуют цифры: в 2013–2014 гг. было рассмотрено всего 462 ходатайства заявителей с просьбой об освобождении от административных взысканий и уплаты пеней, из них — 20 об освобождении от конфискации товара. Отказано было по 15 из последних ходатайств.

Право принимать решения о полном либо частичном освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий передается от Президента к Межведомственной комиссии, в состав которой предполагается включить министров финансов, экономики, по налогам и сборам, по труду и соцзащите, председателей Белстата и ГТК, заместителей председателей КГК, Верховного Суда и Совета по развитию предпринимательства, заместителей Генпрокурора и министра юстиции, а также некоторых чиновников рангом пониже и депутатов Национального собрания. До сих пор подобная комиссия только рассматривала ходатайства, а последнее слово оставалось за главой государства.

В настоящее время можно просить об освобождении от любых административных взысканий, а также пеней по налогам, уплачиваемым в соответствии с п. 6 ст. 52 НК, по платежам в Фонд социальной защиты населения, а также по задолженности по бюджетным займам и ссудам. Теперь планируется уточнить перечень взысканий. Комиссия получит право освобождать от названных пеней, а также от штрафов и (или) взыскания стоимости, и (или) конфискации дохода, и (или) выручки, предусмотренных главами 11–14, 21 и 22 КоАП. Соответствующие изменения планируется внести и в п. 2 Указа Президента от 3.11.2005 № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере».

Заметим, что из перечня административных взысканий, от которых можно получить освобождение, планируется исключить конфискацию товара. Авторы проекта объясняют это опасностью увеличения нелегального товарооборота за счет возвращения товара заявителю ходатайства с просьбой об освобождении от его конфискации.

Несколько расширяется перечень сведений, содержащихся в ходатайстве субъекта хозяйствования, претендующего на освобождение от взысканий и (или) уплаты пеней, и уточняется перечень прилагаемых к нему документов. Так, помимо копии постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя, придется представить еще и копию решения по жалобе (протесту) на постановления по делу об административном правонарушении (в случае обжалования или опротестования), а также копию решения по акту проверки (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, начисленных в соответствии со ст. 52 НК).

Существенно упрощаются порядок внесения на рассмотрение комиссии ходатайств и порядок их рассмотрения и принятия решений по ним. Сейчас госорган (организация), в подчинении (ведении) которого находится заявитель, либо облисполком или Мингорисполком для тех, кто не имеет ведомственной подчиненности (далее — госорган), направляет ходатайство с приложением всех необходимых документов в госорган (госорганизацию), по постановлению которого наложено административное взыскание, для дачи заключения о возможности (невозможности) освобождения от него заявителя, а также приостановления исполнения при взыскания штрафа, стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества. Орган, издавший такое постановление, может в течение 10 рабочих дней готовить соответствующее заключение для госоргана (без которого освобождения получить нельзя) и в течение 3 рабочих дней после получения всех необходимых документов должен уведомить госорган (организацию), исполняющий постановление о наложении административного взыскания, о необходимости приостановления его исполнения.

Госорган не позднее 2 рабочих дней после получения сведений о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой которых наложено административное взыскание, о задолженности по обязательным страховым взносам и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом напрямую уведомляет госорган (госорганизацию), исполняющий постановление о наложении взыскания, о необходимости приостановления его исполнения. Таким образом, процедура освобождения сокращается на одно звено.

Предполагается сократить сроки рассмотрения и принятия решений по ходатайствам и одновременно ограничить право субъектов хозяйствования на их подачу. Нельзя будет подать ходатайство в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части), уплаченных (взысканных) пеней (их части), если заявителю уже было отказано в удовлетворении ходатайства и (или) оно было удовлетворено лишь частично. Не смогут подавать ходатайство и лица, находящиеся в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, будут вступать в силу с момента их принятия и являться обязательными для выполнения всеми государственными органами (организациями), иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В ходатайстве должны быть указаны обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и освобождения от него, включая информацию о значимости для Беларуси (ее административно-территориальной единицы) результатов, которых заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней. По сути, это означает, что больше всего шансов на снисхождение будет у системообразующих или, по крайней мере, достаточно крупных предприятий. А вот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям доказать свою роль в экономике республики и отдельного города или района будет довольно сложно.

Впрочем, это лишь еще раз закрепит существующую практику. Не случайно в финансово-экономическом обосновании проекта не предполагается изменения ни доходов, ни расходов республиканского бюджета в 2015–2018 гг. в связи с новым порядком освобождения от взысканий.

Дмитрий КОРШУНОВ