$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Шанс «Дружбы» — конкурентный транзит

24.11.2009

Преобразование белорусских предприятий по транспорту нефти до конца 2009 г. в акционерные общества со 100-процентной долей государства теоретически улучшит их доступность для инвесторов. И хотя конкурировать со строящимся БТС-2 будет нелегко, инфраструктура, отработанные технологии транспортировки нефти «Дружбы» продолжают оставаться интересными для стратегического партнера — российской «Транснефти», выполняющей долгосрочные контракты с потребителями в Европе. Банки, кредитующие поставки нефти в Беларусь, при оценке своих рисков также исходят из прогноза о том, что в среднесрочной перспективе трубопроводы «Дружбы» «вряд ли обмелеют».

Об этом шла речь на конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов Беларуси», где гендиректор РУП «Гомельтранснефть Дружба» Сергей Сосновский рассказал о планах развития магистральных нефтепроводов страны и текущей деятельности своего предприятия, которому на этой неделе исполняется 45 лет. За это время предприятие перекачало более 2,5 млрд. т нефти в Европу.

По расчетам специалистов РУП, в 2009 г. предприятие увеличит объем перекачки нефти на 3,9% к уровню 2008 г. до 79 млн. т. Этот объем соответствует показателям, задаваемым россиянами. Наиболее напряженным направлением в IV квартале является участок «Мозырь — Броды». В октябре-декабре «Транснефть» подтверждает максимальные режимы в этом направлении, и следуя запросу, гомельская «Дружба» качает в сутки 86 тыс. т нефти.

С.Сосновский рассказал, что транспортировку нефти с максимальной загрузкой предприятие ведет на протяжении последних пяти лет, проектные мощности с учетом модернизации составляют почти 82 млн. т в год при оптимальной загрузке 70-75 млн. т. Ориентируясь на положительную динамику объемов, предприятие рассчитывает по итогам года увеличить выручку на 28,3% к уровню 2008 г. — до 711,696 млрд. Br; прибыль от реализации — на 20%, до 222,5 млрд. Br, чистую прибыль — на 14,4%, до 130,4 млрд. Br. При этом производственные затраты оценочно возрастут на 36% к уровню прошлого года, соответственно рентабельность может сократиться до 48,5% против 55% в 2008 г.

Ежегодно «Гомельтранснефть Дружба» направляет на модернизацию 30-40 млн. USD собственных средств. Это позволяет обеспечивать высокий уровень безопасности и надежности транспортировки нефти: за последние 5 лет предприятие не допустило ни аварий, ни отказов оборудования, повлекших невыполнение договорных обязательств. В 2011 г. будет полностью завершено техперевооружение насосных станций первой очереди, что обеспечит значительную экономию электроэнергии. В 2009 г. предприятие намерено сократить электропотребление на 24,8% в сравнении с прошлым годом — до 406,211 млн. кВтЧч, что в свою очередь повлечет снижение себестоимости услуг. Но выполнять доводимые концерном «Белнефтехим» показатели по энергосбережению с каждым годом становится все труднее: расходы на электропотребление при работе на максимальных режимах перекачки все равно растут.

Притом что строительство новых нефтепроводов не ведется, гомельской «Дружбе» пришлось заменить около 70 км труб; в ходе капремонтов специалисты предприятия выполняют восстановление и замену изоляционного покрытия (40-50 км в год) без вывода участков из эксплуатации. Современная система электрохимзащиты обеспечивает защиту трубопроводов от коррозии.

На особом контроле предприятие держит состояние подводных переходов, т.к. их разрушение связано с выбросом нефти в водную акваторию. Аварийные разрушения подводных переходов магистральных продуктопроводов «Унеча — Вентспилс» в марте 2007 г. и «Мозырь — Гомель» в феврале 2008 г., сопровождавшиеся выбросом дизтоплива и попаданием их в водотоки, вызвали общественный резонанс и придали проблеме международное значение. Поэтому в ближайшее время будут реконструированы не менее 5 переходов РУП «Гомельтранснефть Дружба».

Ключевой проблемой эксплуатации магистральных трубопроводов Беларуси является продление срока службы их эксплуатации с одновременным обеспечением надежности. Доля магистральных нефтепроводов, работающих после срока амортизации (33 года), уже превышает 70%, поэтому встает вопрос либо о прекращении производственного цикла, либо об обосновании продления сроков эксплуатации, ведь значительный возраст нефтепроводов объективно связан с увеличением риска возникновения отказов и аварий. В Беларуси первая очередь «Дружбы» эксплуатируется почти 50 лет, а вторая — свыше 35 лет. Традиционное решение проблемы восстановления надежности нефтепроводов путем замены протяженных участков неприемлемо как по техническим, так и по экономическим причинам.

Изменения на карте магистральных нефтепроводов РФ заставляют Беларусь повышать конкурентоспособность своего транзитного направления. Поэтому стабильная работа нефтепроводного транспорта, возможность увеличить объемы перекачки нефти при обеспечении высокой надежности приобретают возрастающее экономическое значение в масштабах государства, — убежден С.Сосновский.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях