Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Шанель" приравняли к "Зубровке"

Предприниматели, торгующие спиртосодержащей парфюмерией, товарами бытовой химии, а также автомобильной косметикой с 16 декабря будут вынуждены свернуть свой бизнес. Согласно постановлению Совета Министров № 1217 от 2.11.2005 г. такие товары подпадают "под меры государственного регулирования их производства и оборота", определенные Декретом №11 от 9 сентября т.г...
Предприниматели, торгующие спиртосодержащей парфюмерией, товарами бытовой химии, а также автомобильной косметикой с 16 декабря будут вынуждены свернуть свой бизнес. Согласно постановлению Совета Министров № 1217 от 2.11.2005 г. такие товары подпадают "под меры государственного регулирования их производства и оборота", определенные Декретом №11 от 9 сентября т.г.

В соответствии с этим документом  продавать такие товары оптом и в розницу имеют право только юридические лица.

По оценкам предпринимательских объединений, это коснется порядка 25 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), причем для абсолютного большинства это стало откровенным, почти предновогодним "сюрпризом". Никто и не предполагал, что продажа, например, лакокрасочной продукции, а также духов и туалетной воды окажется в перечне запрещенных для ИП наряду с водкой и коньяком. Ведь упомянутым Декретом № 11 ставилась цель навести порядок в первую очередь на рынке алкогольных напитков, за что он, к слову, и получил название "антиалкогольный". "Хотел бы я собственными глазами увидеть того алкоголика, который в подворотне будет жадными глотками пить туалетную воду "Gio Armani", не без злости прокомментировал нововведение агентству АФН менеджер одной из косметических фирм.

Серьезной проблемой стало и то, что предприниматели узнали об этом лишь в конце ноября, когда уже закупили продукцию для новогодних и рождественских продаж. Не секрет, что именно декабрь для торговли - самый доходный месяц в году, и именно к этому времени делаются наибольшие закупки. Реализовать купленную продукцию за оставшееся до часа "Х" несколько недель будет проблематично, разве что по дешевке распродав ее, посетовал в разговоре с корреспондентом "ЭГ" один из коммерсантов. На ликвидацию складских запасов отведены всего три месяца, и этот срок истекает со вступлением в силу документа, то есть 16 декабря. Некоторым не повезло еще больше: намереваясь открыть свои "точки" по продаже косметики в некоторых торговых центрах, они даже успели закупить необходимое оборудование, которое теперь, похоже, придется продавать.

Впрочем,  торговать косметикой и товарами бытовой химии сможет далеко не каждое юридическое лицо. Для этого необходимо не менее 100 тыс. EUR в качестве уставного фонда, собственные складские помещения площадью не менее 1тыс. кв. м, а также опыт оптовой торговой деятельности на рынке Беларуси от 5 и более лет. Выполнить такие условия будет проблематично даже крупным фирмам,  не говоря о множестве мелких, считает собеседник "ЭГ". Совершенно очевидно, что это разрабатывалось в первую очередь под тех субъектов хозяйствования, кто занимается алкогольной продукцией, и для этой категории подобные условия в какой-то степени еще можно назвать оправданными, высказал предположение предприниматель. К слову, сразу после выхода Декрета №11 в сентябре т.г., пресс-служба главы государства сообщила, что за счет более жестких условий лицензирования количество субъектов хозяйствования, работающих с алкогольной продукцией, сократится с 581 до нескольких десятков. О тех, кто торгует парфюмерией, речь не велась. "Зачем косметической фирме склад в тысячу квадратов? Такими объемами косметикой никто никогда не торгует", - отметил собеседник "ЭГ".

Предприниматели предполагают, что "под шумок борьбы с алкоголизмом" государство решило заодно монополизировать и такие прибыльные сферы бизнеса, как парфюмерия, бытовая химия и автомобильная косметика. Это может быть и лоббированием интересов подведомственных Минторгу крупных магазинов, а также белорусских производителей косметики и лакокрасочной продукции. Подобные действия вполне укладываются и в государственную стратегию по ограничению ввоза в страну импортной продукции, высказывали предположения коммерсанты в беседе с корреспондентом "ЭГ".

Таким образом, с 16 декабря действие ранее выданных ИП лицензий на торговлю парфюмерией, бытовой химией и алкоголем (кроме розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания) прекращается. До 16 ноября такие предприниматели должны обратиться в лицензирующий орган с заявлением о прекращении лицензируемого вида деятельности. Кроме того, есть еще большая группа субъектов хозяйствования (порядка 20 тыс.), которым необходимо внести изменения в свои разрешительные документы (или фактически получить новую лицензию). Это предусмотрено постановлением правительства №1221 от 2.11.2005 г.

Еще одна проблема в том, что постановление было зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов лишь 16 ноября, а именно до этой даты надо было обратиться предпринимателям. Естественно, большинство оказалось в неведении и подать документы не успело. Сейчас в лицензирующих органах образовались огромные очереди, что многим напоминает кампанию по перелицензированию 2004 г. По информации "Экономической газеты", Мингорисполком уже обратился в правительство с просьбой продлить срок подачи документов и принимать их "по мере обращения лицензиатов". До 16 декабря откорректировать все лицензии не представляется возможным.

После вступления в силу Декрета № 11 деятельность предпринимателей, у которых документы не будут приведены в соответствие с законодательством, будет считаться незаконной со всеми вытекающими из этого последствиями. Например, за нарушения законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции штрафы составляют 450-500 базовых величин (порядка 6,7 тыс. USD).