Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
02.12.2014 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ШАХ НЕФТЯНЫМ КОРОЛЯМ©

Решение Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) не снижать объем квот на добычу, принятое в четверг в Вене, обвалило и без того падающие цены на нефть и курс российского рубля. Очередной цикл дешевой нефти станет серьезным испытанием для государств, чья экономика слишком зависит от экспорта энергоносителей. Не останется в стороне и Беларусь, благополучие которой плотно завязано на российских нефти и рынках сбыта.

Решение Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) не снижать объем квот на добычу, принятое в четверг в Вене, обвалило и без того падающие цены на нефть и курс российского рубля. Очередной цикл дешевой нефти станет серьезным испытанием для государств, чья экономика слишком зависит от экспорта энергоносителей. Не останется в стороне и Беларусь, благополучие которой плотно завязано на российских нефти и рынках сбыта.

В ОПЕК редко удается достичь полного единодушия по вопросу квот. Не получилось его и сейчас. Некоторые члены картеля призывали сократить добычу, чтобы поддержать цены. Этого же пыталась добиться накануне заседания не входящая в ОПЕК Россия. Представитель Венесуэлы Рафаэль Рамирес призывал пойти на сокращение, поскольку избыток нефти на мировом рынке — около 2 млн. баррелей. Но против выступила Саудовская Аравия, которую поддержали другие страны Персидского залива. По их мнению, на рынке сейчас действуют и другие влиятельные игроки, прежде всего — компании, добывающие сланцевую нефть в США. Поэтому снижение квот ОПЕК не изменит ситуацию на рынке. Он «стабилизируется сам», заявил министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими. Его поддержал коллега из ОАЭ Сухаил бен Мухаммед аль-Мазруи. Избыток нефти — не проблема ОПЕК, заявил он, а рыночный баланс будет достигнут за счет не входящих в картель стран, новых высокозатратных проектов и сланцевых месторождений США. Такой же позиции придерживаются и многие эксперты. Снижение цен само по себе подстегнет потребление, а ускорение темпов роста мировой экономики позволит нарастить объем спроса уже во второй половине 2015 года, считает управляющий директор JBC Energy Йоханнес Бениньи. Аналитики Goldman Sachs отмечают, что сокращение квот и повышение цены нефти привело бы лишь к дополнительному увеличению затратной сланцевой добычи.

Не существует целевой цены нефти, заявил после заседания генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри. По его словам, нужно ориентироваться на справедливую цену — такую, «при которой потребители будут довольны, производители могут получать приличную прибыль, и это не будет мешать экономическому росту». Раньше такая цена была около 100 USD за баррель, считает аль-Бадри, теперь она корректируется. Снижение цен на Brent менее 80 USD/барр. обойдется странам ОПЕК примерно в 200 млрд. USD — 1/5 доходов. Но если ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, обладая значительными резервами, легко перенесут такую корректировку, то стабилизирующую миссию рынку категорически не хотят доверять власти ряда нефтедобывающих стран, где доминируют административные методы и популистская политика. Для руководителей Венесуэлы, Эквадора, Нигерии высокие цены на нефть, не ниже 100–120 USD — основа существования. Теперь им приходится объявлять о снижении госрасходов и секвестировать бюджеты.

Как стабилизируется рынок

По итогам торгов 28 ноября котировки фьючерсов на нефть марки WTI на январь на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX рухнули на 7,54 USD (-10,2%) — до 66,15 USD за баррель, а январский фьючерс на нефть марки Brent на бирже ICE в Лондоне упал на 2,43 USD (-3,3%) и составил 70,15 USD/барр. Эффект от падения цен на нефть распределится неравномерно. Главный экономист Societe Generale Михала Маркуссен полагает, что после такого шока рост мирового ВВП через год окажется на 0,26 п.п. выше, но по экономикам стран-экспортеров будет нанесен существенный удар. В частности, экономический рост России сократится на 1,75 п.п.

Наиболее оптимистичный сценарий предлагают аналитики UBS. По их мнению, снижение спроса на нефть в мире будет краткосрочным, а средняя цена на Brent в следующем году установится на уровне 100 USD. Однако большинство их коллег уверены, что это возможно лишь в том случае, если США и другие страны пойдут на снижение добычи. Но пока никто этого делать не собирается — ни один из экспортеров не хочет сокращать добычу, боясь, что его место на рынке тут же захватят другие. Любопытно, что сама Россия вообще не может сократить добычу нефти — останавливать северные скважины технологически весьма затруднительно.

«Круги» венской встречи широко разошлись по мировой экономике. На Нью-Йоркской бирже резко упали акции российских и транснациональных нефтяных компаний. Крупнейший в США биржевой индексный фонд, состоящий из российских акций Market Vectors Russia ETF, потерял 4,2%, опустившись до самого низкого уровня с июля 2009 г., ADS ОАО «ТМК» обрушились на 14,2%, «РусГидро» — на 11,8%, Сбербанка — на 7,3%, GDR Роснефти — на 9%. На Лондонской бирже ЛУКОЙЛ упал на 3%, до 39,58 млрд., ExxonMobil — на 4,2%, до 386,7 млрд., Shell — на 7%, до 215 млрд., Total — на 6,9%, до 132 млрд. USD, BP — на 1,4%, до 76,6 млрд. фунтов стерлингов. Акции Роснефти подешевели в Лондоне на 4%, а ее капитализация упала до 50,18 млрд. USD, при том что сумма ее долгов превышает 60 млрд. На этом фоне выглядит почти фантастическим постановление правительства РФ о приватизации 19,5% акций компании — «по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика, но не ниже цены первичного публичного размещения, реализованного в 2006 году».

Еще хуже пришлось российскому рублю. Курс доллара после решения ОПЕК обвалился в четверг с 47 RUB/USD более чем на 1,5 руб. В пятницу доллар достигал на ММВБ рубежа 50,4 RUB, а евро — 62,8 RUB.

Белорусский фондовый рынок, как обычно, никак не отреагировал на очередной мировой катаклизм. Отдуваться приходится валютному рынку. В пятницу российский рубль на БВФБ рухнул до 220 RUB/Br. Укрепление белорусского рубля к российскому на 10% всего за неделю обернулось для многих наших экспортеpов существенными убытками. «Согласованная валютная политика», обещанная в рамках Евразийского союза, похоже, оказалась несостоятельной.

Минэкономразвития РФ уже объявило о намерении пересмотреть прогнозы курса российской валюты на следующий год. При снижении цены на нефть до 65 USD за баррель доллар вырастет до 55 RUB, считают аналитики Sberbank Investment Research. По их мнению, если продолжится резкий рост курса доллара и появится большой спрос на валюту со стороны населения, Центробанк РФ осуществит интервенции и может ограничить объемы предоставляемой рублевой ликвидности. Но у Беларуси ресурсов и поля для маневра для поддержания курса своей валюты почти нет — никакая «гибкость» не заменит существенной девальвация рубля ради спасения экспорта на основной рынок сбыта. С другой стороны, значительное ослабление национальной валюты повлечет рост инфляции, и так не укладывающейся в запланированные рамки.

Бюджетное правило

По оценкам российских специалистов, общая сумма выпадающих расходов при сохранении цен на нефть в течение 2015 г. на уровне около 70 USD за баррель составит 1,5–1,7 трлн. RUB. В соответствии с бюджетным правилом при снижении цен на нефть ниже расчетных для бюджета (100 USD на 2015 г.) часть выпадающих доходов будет замещаться из резервного фонда, но не более 1% ВВП, а расходы придется сокращать. При этом Газпром, Роснефть и некоторые другие госмонополии, обремененные долгами, непрофильными активами и невыгодными контрактами, будут домогаться дотаций из фонда национального благосостояния и налоговых льгот. Остальным российским компаниям из-за западных санкций, оттока капитала из РФ, девальвации российского рубля и ухудшения конъюнктуры придется пересматривать свои инвестиционные планы на 2015 г., а возможно, и на последующие годы. Таким образом, белорусским предприятиям вряд ли стоит рассчитывать на инвестиции из России — повезет, если удастся минимизировать потери при расчетах. Скорее всего, у Кремля существенно сократятся ресурсы для раздачи интеграционных «пряников». А потому, чтобы сохранить Евразийский союз, все чаще придется прибегать к давлению на партнеров.

Заметим, что зачисление в бюджет Беларуси до 2025 г. 1,5 млрд. USD нефтепошлин в соответствии с ратифицированным недавно Протоколом об изменениях в Соглашение от 9.10.2010 г. возможно лишь в том случае, если мировая цена на нефть будет не ниже 70 USD за баррель. Как объяснил 28 ноября в Совете Республики заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко, чем ниже цена нефти на мировом рынке, тем ниже ставка экспортной пошлины и тем меньше окажется сумма, подлежащая перечислению в белорусский бюджет. Таким образом, если нефть волшебным образом не подорожает в ближайшие месяцы, в следующем году бюджет республики недосчитается 1,5 млрд. USD, на которые так рассчитывает правительство. Если же прогнозы ряда аналитиков сбудутся, то эта «недостача» затянется на 5–10 лет.

Тайны нефтяного двора

В прошлом снижение цен на нефть — в 1986 и 1998 гг. — приводило к серьезным политическим и экономическим проблемам: от распада СССР до финансового кризиса в РФ. Неудивительно, что очередное снижение вызвало всплеск разнообразных теорий заговора: то ли американцы договорились с арабами погубить Россию, то ли арабы сами или в тайном комплоте с Москвой нацелились на разорение сланцевой энергетики в США. Действительно, некоторые ближневосточные лидеры полагают, что падение цен существенно ниже 90 USD затормозит «сланцевую революцию» в США и не допустит потери европейских рынков. Впрочем, никто не знает, насколько американские компании способны снизить себестоимость сланцевых месторождений и какова их реальная точка безубыточности — заявления арабских и российских политиков здесь не более, чем попытка выдать желаемое за действительное. В какой-то мере действия арабских стран напоминают ту же схему удержания рынка, которую недавно использовал Уралкалий, — «объем превыше цены».

Причина снижения цен на нефть кроется не столько в конспирологических закоулках, сколько в рыночных настроениях и фундаментальных факторах. Мировая экономика слаба, и спрос на нефть растет слишком медленно — менее чем на 1 млн. баррелей в день. Даже при прогнозируемом повышении экономической активности и спроса в 2015 г. избыток нефти, возможно, все равно составит 1 млн. баррелей в день, и это будет давить на цены, несмотря на сокращение добычи, если таковая случится. К тому же достижение договоренности по ядерной программе Ирана, стабилизация обстановки в Ливии и Ираке рано или поздно увеличат предложение нефти на рынке.

Мировая экономика в целом испытает положительный эффект, сравнимый с реализацией масштабной программы количественного смягчения, — около 660 млрд. USD в год, что поможет подстегнуть вялый экономический рост. С другой стороны, замедление китайской экономики, программы энергосбережения и расширение использования альтернативных источников энергии на Западе также способствуют снижению цен на нефть. Это направление интересует и Китай, который планирует снизить энергозатратность своей экономики на 16% к 2020 г., в т.ч. путем широкого использования возобновляемых источников. Кстати, в нашей стране потребление условного топлива в нефтяном эквиваленте и электроэнергии на единицу ВВП в 2013 г. по сравнению с 2005-м снизилось на 31 и 29,7% соответственно. Так что свою лепту в снижение мировых цен на нефть вносит и Беларусь.

Разумеется, все сказанное не исключает и геополитического фактора. Мир и безопасность на планете во многом зависят от того, удастся ли ограничить попытки политического шантажа, основанного на политике нефтяной и газовой трубы.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

1 декабря нефть продолжила падение в цене. Утром на электронных торгах в Нью-Йорке стоимость январского фьючерса WTI снизилась до 64,45 USD за баррель, а Brent в Лондоне — до 67,88 USD/барр.

Аналитики отмечали, что притормозить снижение цен на нефть может только позитивная статистика крупнейших экономик мира. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. В понедельник официальный индекс менеджеров закупок в перерабатывающей промышленности Китая снизился с октябрьских 50,8 пункта до 50,3, свидетельствуют данные Национального бюро статистики КНР. Аналитики в среднем ожидали снижение показателя лишь до 50,5 пункта. Промышленный PMI в ноябре упал до 8-месячного минимума, отмечает агентство Bloomberg.

Аналогичный индекс, публикуемый HSBC/Markit (где выше доля средних и частных предприятий), составил по итогам ноября 50 пунктов против 50,4 в октябре. Значение индекса выше 50 пунктов означает, что рост экономики продолжается, а снижение индикатора говорит о замедлении темпов роста экономики КНР.

атность своей экономики на 16% к 2020 г., в т.ч. путем широкого использования возобновляемых источников. Кстати, в нашей стране потребление условного топлива в нефтяном эквиваленте и электроэнергии на единицу ВВП в 2013 г. по сравнению с 2005-м снизилось на 31 и 29,7% соответственно. Так что свою лепту в снижение мировых цен на нефть вносит и Беларусь.

Разумеется, все сказанное не исключает и геополитического фактора. Мир и безопасность на планете во многом зависят от того, удастся ли ограничить попытки политического шантажа, основанного на политике нефтяной и газовой трубы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by