Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Шаг вперед, два назад?

Принятия Декрета "О лицензировании отдельных видов деятельности" ждали с надеждой на то, что он разрешит все проблемы в этой области...
Принятия Декрета "О лицензировании отдельных видов деятельности" ждали с надеждой на то, что он разрешит все проблемы в этой области. Лицензирование -- один из первых этапов вхождения в бизнес (наряду с государственной регистрацией), а потому от его правового регулирования во многом зависит развитие предпринимательства в стране.

К сожалению приходится констатировать, что долгожданный документ не очень радует субъектов хозяйствования. Несмотря на то что в Декрете процедура лицензирования прописана достаточно подробно, документ не содержит самого главного -- перечня конкретных видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии.

Перечень, утвержденный Декретом N 17, включает 49 лицензируемых видов деятельности, что намного меньше, чем в России (121 вид) и Украине (60 видов). Однако 34 вида деятельности из 49 -- это "составляющие его работы и услуги", т.е. определены как сферы деятельности. Конкретные же ее виды и критерии, которыми будут руководствоваться лицензирующие органы, чего так ждала экономическая общественность, отсутствуют. К тому же неизвестно, кто и как будет определять эти "составляющие его работы и услуги", которых по официальной информации 484.

Позиция БСПН им.М.С.Кунявского по этому вопросу была всегда неизменной: должен быть установлен перечень лицензируемых видов, а не сфер деятельности. К сожалению, снова этот самый главный вопрос остался без внимания разработчиков Декрета.

В число лицензирующих органов (включая облисполкомы, горисполкомы и райисполкомы), попал единственный концерн "Белнефтехим". БСПН считает, что нецелесообразно передавать субъекту хозяйствования право выдавать лицензии. Наделение его такими полномочиями негативно отразится на развитии конкуренции в этой области.

До 15 сентября 2003г. Совмину предписано внести на рассмотрение главы государства проект нормативного правового акта о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами) (п.4.1 Декрета). Это означает, что еще одним декретом или указом будут установлены не известные нынешнему законодательству специфические виды деятельности. В данном случае успокаивает лишь то, что право определять их не отдано на откуп министерствам и ведомствам.

Позитивным нововведением утвержденного Декретом Положения о лицензировании можно назвать запрет требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных данным Положением и положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии (ч.3 п.8 Положения). В ранее действовавшем Временном положении о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий), утв. постановлением Совмина от 16.01.91г. N 386 (с изм.), такая норма отсутствовала.

Новой также является норма о том, что документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема документов (ч.2 п.9 Положения).

То, что лицензии на виды деятельности, не подлежащие лицензированию в соответствии с Декретом N 17, будут действительны до 1 мая 2004г. (п.3.5), на наш взгляд, не совсем правильно. Целесообразнее было бы разрешить субъектам хозяйствования работать без лицензий уже с момента вступления в силу Декрета. В итоге же они оказываются в неравных условиях: одни будут работать после вступления в силу Декрета без специального разрешения, а другие -- заниматься тем же видом по лицензии лишь потому, что срок ее действия истекает, например, в ноябре 2003г.