$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ШАГ НАВСТРЕЧУ И ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ

24.12.2010

Индивидуальным предпринимателям могут разрешить нанимать одного работника не из числа близких родственников. Как сообщают в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей, проект указа об этом внесен на рассмотрение правительства.

По словам главы МССПиР Владимира КАРЯГИНА, информация о проекте указа поступила в союз предпринимателей из Министерства экономики за подписью замминистра Дмитрия Голухова. В письме говорится, что «проект указа предусматривает возможность для индивидуальных предпринимателей привлекать к осуществлению предпринимательской деятельности свойственников (близкие родственники другого супруга, в т.ч. умершего), а также одно физическое лицо вне зависимости от того, является ли данное лицо членом семьи или близким родственником ИП». В Минэкономики полагают, что предусмотренная указом мера создаст дополнительные условия для динамичного развития индивидуального бизнеса. Принятие указа позволит также «продолжить принятый в государстве курс, направленный на обеспечение прозрачности ведения своего дела, создание равных конкурентных возможностей для всех субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы».

Отмены запрета на привлечение наемных работников предприниматели добиваются с 2007 г. Однако до сих пор им неизменно отказывали. По мнению МССПиР, теперь социально-экономическая ситуация в стране изменилась, возросла потребность в развитии рынка труда и в его гибкости. А потому есть надежда, что запрет привлекать наемных работников вне членов семьи, наносящий предпринимательству Беларуси ощутимый урон, пора отменить. Правда, в 2010 г. в Национальной платформе бизнеса Беларуси говорилось, что ИП, работающим по общей схеме налогообложения, необходимо предоставить право найма любого количества работников, а ИП, уплачивающим единый налог, — до 3 работников независимо от родственных связей. По оценке бизнес-союза, отмена ограничений позволит ИП обеспечить работой в сфере торговли и услуг около 70 тыс. человек. К тому же отмена запрета создала бы дополнительные возможности подработки для граждан. Впрочем, если безработица в стране столь мала, как ее представляют официальные данные, такие аргументы не должны влиять на решение властей. Тем не менее они, кажется, согласны пойти навстречу — в пределах одной наемной единицы. Наверно, предприниматели должны быть благодарны и за это.

С другой стороны, появление наемных работников возложит на ИП дополнительные обязанности. Прежде всего — легально платить зарплату. Уклоняться от этого им, как и юрлицам, вскоре будет гораздо труднее. Так, на пресс-конференции в Минске 22 декабря замминистра по налогам и сборам Василий КАМЕНКО сообщил, что на рассмотрение в Администрацию Президента направлен проект указа, усиливающий ответственность нанимателя за выплату зарплаты в «конверте». В нем вводится понятие «неотраженная заработная плата», а также последствия, которые наступают в связи с ее выплатой. Кроме того, предусматривается, что наемное лицо будет освобождаться от ответственности при раскрытии информации о выплате зарплаты в «конверте». «Оплачивать все налоги и штрафы будет наниматель», — заявил замминистра. По его мнению, если сегодня наемный работник сообщит о факте выплаты ему зарплаты в «конверте», то будет вынужден сам доплатить подоходный налог. Это сдерживает инициативу работников сообщать о фактах выплаты «серых» зарплат. Впрочем, пока в соответствии с законодательством подоходный налог с зарплаты наемных работников удерживается нанимателем. И если он не выполняет свои обязанности налогового агента, то сам и несет ответственность, которая работников не затрагивает.

В.Каменко посетовал, что выплата зарплаты в «конверте» — наиболее сложно выявляемый способ сокрытия налогов не только в Беларуси, но и в мире. По его словам, факты выплаты зарплаты в «конверте» целенаправленно не разглашаются ни нанимателями, ни работниками, «т.к. их интересы совпадают». В частности, снижается сумма подоходного налога и отчислений в Фонд соцзащиты населения по сравнению с другими нанимателями. Тем самым создаются неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования. Однако у наемных работников возникают и проблемы в случае получения «серых» зарплат, полагает замминистра. В частности, невысокий размер пенсии, невозможность получить на нужную сумму кредит в банке. А государство, по оценкам МНС, из-за выплаты зарплат в «конвертах» ежегодно недосчитывается примерно 150–200 млрд. Br подоходного налога — почти 10% от всех его поступлений.

Заметим, что многих белорусов это не слишком удручает. Разница в пенсиях у нас не столь уж велика, а для кредита при желании можно найти поручителей, да и суммы в конвертах порой вполне позволяют обходиться без заимствований. В свою очередь у нанимателей есть серьезные стимулы для нарушения законодательства. В.Каменко признал, высокий уровень отчислений в Фонд соцзащиты населения является фактором, объективно сдерживающим процесс легализации «серых» зарплат: на них приходится более половины всей налоговой нагрузки на предприятие и более 25% всех платежей государству. Тем не менее менять здесь что-либо власти не собираются. Проще карать за нарушение, чем устранять его экономическую причину.

Вадим ЛЕБЕДЕВ