$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

СЕЗОННЫЙ БИЗНЕС НА ЯГОДАХ И ГРИБАХ

09.07.2010

Цены на сельхозпродукцию и дикорастущее сырье, закупаемое у населения, выросли в среднем на 30–50% (0,7–1 тыс. Br), рассказала «ЭГ» начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана Скиндер. Во многом это связано с погодными условиями нынешнего года — дожди привели к снижению урожайности многих культур, в первую очередь земляники и черники. Поэтому увеличивать закупки сырья (чтобы выйти на прогнозный показатель в 110% к уровню прошлого года) Белкоопсоюз рассчитывает за счет повышения цен.

Сбор и продажа ягод, грибов, а также другой сельскохозяйственной и дикорастущей продукции — хороший способ заработать в летне-осеннем сезоне как для ИП, так и для физических лиц. Вопрос в том, где больше заплатят и дешевле продадут?

К примеру, Белкоопсоюзом и концерном «Белгоспищепром» рекомендована стоимость 1 кг черники — 3 тыс. Br (т.е. ниже быть не может). Но во многих приемных пунктах и магазинах ее уже принимают по 3,5 тыс. Br. Как рассказала О.Скиндер, цена на эту ягоду очень мобильна и в течение дня может меняться несколько раз в зависимости от количества предложений и объемов сбыта, а также цен на внешних рынках. Отечественная черника пользуется спросом в странах Балтии, в Германии и даже Китае. Причем впервые в 2009 г. пробная партия отправилась в Поднебесную для использования в производстве лекарств. Всего в прошлом году было экспортировано 3,4 тыс. т этой ягоды. А немецкие ученые, проводившие исследования фармакологических свойств белорусской черники, пришли к выводу, что в ней содержится гораздо больше полезных веществ, чем в украинской и польской.

Отметим, что на рынке ягодной и грибной сезонной продукции сегодня много участников. Это перерабатывающие предприятия, ИП, закупающие продукцию у населения, рядовые граждане, готовые продавать и покупать друг у друга. Так что конкуренция достаточна велика. Поэтому и цена колеблется в широком диапазоне: от 3 тыс. Br, предлагаемых за 1 кг черники организациями Белкоопсоюза, и до 10 тыс. Br при покупке «из рук в руки». Средняя же стоимость черной ягоды, которая уравновешивала спрос и предложение в начале недели, как выяснила «ЭГ», установилась на отметке в 6 тыс. Br за кг, а в конце подросла до 8 тыс.

Похожая ситуация наблюдается также и с лисичками. Они, кстати, по оценкам многих продавцов, как и в прошлые годы «хит продаж». Организации Белкоопсоюза готовы платить от 5 до 8 тыс. Br за 1 кг этой продукции в зависимости от качества гриба, а на рынках и других «неофициальных торговых площадках» население реализует все ту же лисичку по цене до 15 тыс. Br за кило.

В Белкоопсоюзе отмечают, что цены на все закупаемое сырье во многом «отталкиваются» от качества. Плодово-ягодная продукция в зависимости от размеров, чистоты и т.д. может использоваться по трем направлениям: в виноделии, для дальнейшей переработки и реализовываться на продажу (через общепит, розничную сеть, экспортироваться). Во всех случаях цена закупки будет разная. Кроме того, приемозаготовительные пункты и магазины снижают закупочную стоимость, если в ягодах и плодах присутствует мусор, чашелистики и иные примеси.

В целом же, как сообщила О.Скиндер, предприятия Белкоопсоюза с начала года уже закупили у населения продукции на 79 млрд. Br при годовом плане 220 млрд. В том числе земляники — 1200 т, из которых 146 т реализовано в розничной сети. Однако надежды Белкоопсоюза на нее не оправдались из-за дождей: нынешние закупки этой ягоды составили всего 51% к прошлогодним объемам.

К особенностям этого года, уверена О.Скиндер, можно отнести одновременное поспевание многих ягод: не успела отойти земляника, как начались закупки черники и параллельно красной и черной смородины. Рекомендованные Белкоопсоюзом и Белгоспищепромом цены на последнюю установились на уровне 1,2–1,5 тыс. Br соответственно.

Больше шансов у белорусской дикорастущей продукции в этом году и на внешних рынках, уверены представители потребкооперации, поскольку один из наших конкурентов-экспортеров по таким товарным позициям, как ягоды и грибы — Польша значительно пострадала от наводнений.

Для того чтобы конкурировать с другими покупателями сельхозпродукции у населения и постоянно наращивать объемы, Белкоопсоюз переходит на новые методы работы — сотрудничество на договорной основе. На этот год заключено 12,5 тыс. договоров с крестьянскими подворьями (в т.ч. 0,2 тыс. — с фермерскими хозяйствами). В данном случае сельский житель уверен, что все выращенное им будет иметь гарантированный сбыт. Таким образом, как сообщили в Белкоопсоюзе, организация планирует постепенно перестраиваться не только на закупку излишков продукции, но на планирование ее производства с учетом наиболее популярных и востребованных на рынке сортов и видов культур. А также на работу без посредников, особенно на внешних рынках, стараясь заключать прямые договоры с иностранными предприятиями.

Немаловажную роль в сотрудничестве между организациями потребкооперации и населением играет своевременность оплаты закупаемой продукции. С этой целью по Указу Президента от 14.06.2010 № 301 «О некоторых вопросах закупки продукции растениеводства урожая 2010 года, иной продукции и расчетов за нее» были выделены, по подсчетам Белкоопсоюза, 85,6 млрд. Br льготных кредитов. Благодаря этим средствам Белкоопсоюз намерен обеспечить расчеты с населением в момент сдачи продукции, которая потом окажется в хранилищах, перерабатывающих цехах или на наших столах.

Сезонный бизнес набирает обороты. На смену чернике и лисичкам придут огурцы и яблоки, клюква и брусника, картофель. Так что и у предпринимателей, и у населения есть возможность найти занятие по интересам, а вместе с ним — и дополнительную возможность заработать.

Евгения ЖУКОВСКАЯ