$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Сезон заготовки консервов:оборудование-по импорту, продукция-на экспорт©

14.08.2012

Увеличить в 1,3 раза производство плодоовощных консервов и 25% из них отправить на экспорт планирует правительство, утвердив постановлением от 25.07.2012 № 681 Программу производства плодоовощной консервированной продукции в Республике Беларусь в 2012–2015 годах.

Емкость внутреннего рынка, по оценкам экспертов, составляет сегодня около 560 млн. условных банок (у.б.) консервированных овощей и фруктов в год. При этом мощности 36 отечественных предприятий различной формы собственности, специализирующихся на их производстве, позволяют не только обеспечить этот объем, но и экспортировать почти 100 млн. у.б. Впрочем, в реальности почти 1/4 мощностей не используется, поскольку спроса внутри страны на белорусские консервы нет, а потому производители испытывают трудности с их реализацией.

Например, по данным Белстата, в I полугодии в республике произведено 55,1 тыс. т плодоовощных консервов, из которых на 1 июля 22,3 тыс. т остались на складах — 266,4% среднемесячного объема производства. В летне-осенний сезон население предпочитает свежие овощи, фрукты и ягоды, а зимой — консервы домашней заготовки или импорт. Так, в 2011 г. белорусы потребили около 114 млн. у.б. В частности, удельный вес импортных консервированных огурцов составил 21,7% общего объема продаж, зеленого горошка — 19,5%, фасоли — 20%, грибов —- 29,4%. А если бы не валютные проблемы, вызванные прошлогодним кризисом, и довольно высокие таможенные платежи, эти цифры были бы еще больше. Да и с учетом перечисленных факторов зарубежная продукция выглядит слишком сильным конкурентом для отечественных производителей по соотношению цена / качество.

Поэтому власти и предприятия консервной отрасли собираются бороться за потребителя, не уповая исключительно на протекционистские меры. Прежде всего нужно выпускать конкурентоспособную продукцию. Программа предусматривает реконструкцию и техническое переоснащение действующих производств с установкой современного энергосберегающего оборудования. Необходимый объем инвестиций на эти мероприятия в 2012–2015 гг. определен в размере186,1 млрд. Br. Источниками финансирования будут кредиты банков, иностранные кредитные линии, средства областных бюджетов, инновационный фонд концерна «Белгоспищепром», собственные средства организаций.

В частности, 4,25 млрд. Br будет направлено в ОАО «Витебский плодоовощной комбинат» — для организации производства растительно-мясных и растительно-рыбных консервов для детского питания, 28 млрд. — ОАО «Гамма вкуса» на реконструкцию цеха по выпуску плодоовощных консервов, строительство хранилищ для овощей и фруктов, 51,6 млрд. — ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» на приобретении линии по розливу соков.

Оснащать предприятия придется в основном импортным оборудованием. Да и в прошлые годы его доля составляла 70–100%. Отечественное машиностроение может помочь только с нестандартным, емкостным и вспомогательным оборудованием и строительными конструкциями. Необходимые же требования к качеству продукции, производительности, упаковке способны обеспечить, как признается в программе, зарубежные технологии. Их предполагается приобрести у компаний «Боэма», «Фенко», «Сипа» (Италия), «Кронес» и «КХС» (Германия), «Индекс-6» (Болгария) и «Ипром» (Хорватия).

Другой вопрос — совершенствование ассортимента, что должно отвлечь белорусов от импортных консервов и завоевать расположение иностранных потребителей. Например, производство консервов из зеленого горошка к 2015 г. должно возрасти до 48,8 млн. у.б., консервированных и маринованных огурцов — до 30 млн. у.б., томатов — до 14,3 млн. у.б. Это на 41%, 44% и 18% соответственно превышает потребности белорусского рынка. Все остальное планируется экспортировать. Всего же в 2015 г., согласно программе, за рубеж должна поставляться 1/4 часть всей продукции, производство которой должно составить 598 млн. у.б. Иными словами, экспорт должен возрасти в 2,5 раза.

Между тем столь бурного роста спроса на плодоовощные консервы не наблюдается ни в мире в целом, ни в соседних странах. Традиционные производители не собираются сдавать там свои позиции, завоеванные за долгие годы, с вложением немалых средств в рекламу и маркетинг. К тому же с присоединением России к ВТО на рынок наших соседей возрастут поставки плодоовощных консервов из США, Китая, ЕС. Еврокомиссия, например, в июне текущего года уже утвердила 20 программ, стимулирующих продвижение в третьи страны своей сельскохозяйственной продукции, включая плодоовощные консервы. Между тем каких-то оригинальных шагов по продвижению наших консервов постановление № 681 не содержит. Наверно, их пока будем держать в тайне.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях