$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СЕЗОН РАСПРОДАЖ

12.04.2011

До конца года Фонд Госкомимущества предложит к продаже акции 180 предприятий, пообещала на прошлой неделе директор Фонда Наталья ЖЕРНОСЕК. Бумаги примерно 120 хозяйственных обществ будут выставлены на аукционах, остальные — на конкурсах. Всего белорусские власти надеются выручить около 3 млрд. USD.

Таким образом, предполагается продать акции почти 1/10 из 1700 ОАО, в которых государство является акционером. Отметим, что в 1100 из них оно обладает контрольными пакетами. Всего же более 3 тысяч предприятий остаются пока в республиканской и коммунальной собственности.

Острый валютный кризис заставляет поторапливаться с приватизацией. Но в ближайшие три года она затронет только 244 ОАО. В ходе подготовки информационных меморандумов о предприятиях, подлежащих приватизации в этом году, Госкомимущество спрогнозировало, что от продажи госпакетов акций 180 ОАО будет получено менее 3 млрд. USD. «Общая балансовая стоимость этих предприятий достаточно высокая, но это не означает, что мы по этой цене будем продавать или продадим», — признала директор Фонда. Наиболее крупными сделками могут стать продажи госдоли МТС, «Белтрансгаза», а также объединенных недавно «Гроднохимволокно» и «Гродноазота». Если сделки состоятся, они должны стать для инвесторов сигналом серьезности приватизационных намерений белорусского правительства.

Между тем МВФ говорил, что дефицит финансирования — это следствие стимулирования роста при отсутствии структурных реформ. Именно поэтому триллионы рублей господдержки, выкачанные из кармана налогоплательщиков, не принесли результата. Предупреждения, еще недавно казавшиеся голой теорией, начали «воплощаться в жизнь» вполне отчетливо. Ни барьеры на пути потребительского импорта, ни попытки административными и протекционистскими методами стимулировать экспорт не компенсируют отсутствие рыночных условий. Без реформ нельзя справиться с неконкурентоспособностью отечественных товаров на внешних рынках, повысить долю частного сектора в экономике, привлечь иностранный капитал. Меры, прописанные зарубежными экспертами, включают девальвацию рубля, замораживание, а то и снижение зарплат, уменьшение субсидий и трансфертов из госбюджета. В то же время в случае сокращения госрасходов и проведения жесткой денежно-кредитной политики рост ВВП в текущем году может оказаться близким к нулю. Поэтому правительство, не согласившись с таким сценарием, понадеялось на внешние заимствования и продажу активов. Поможет ли это хотя бы нормализовать ситуацию на валютном рынке?

По подсчетам Нацбанка, ежегодно наращивая внешний долг на 20%, можно «продержаться» года три. При этом, по оценке МВФ, в 2011 г. валовой внешний долг Беларуси вырастет до 57,3% ВВП, в 2013 г. составит 67,3% ВВП, в 2016-м — 74,5% ВВП. Только в 2011 г., как заявил журналистам П.Прокопович, стране требуется дополнительное финансирование в размере около 7 млрд. USD. Потенциальные источники для этого — названные выше поступления от приватизации, кредит российского правительства (1 млрд. USD) и антикризисного фонда ЕврАзЭС (2 млрд.). Надежды на последний больше всего — фонд по определению обязан выручить страну-учредителя. А вот российское правительство может довольно долго раздумывать над сроками и условиями помощи. И если главным здесь станет полная и безоговорочная приватизация вроде формулы «утром — МАЗ («Белтрансгаз»), вечером — деньги», то вряд ли это кого-то уже удивит.

Еще один вариант — добыть кредит Всемирного банка под очередной проект под его патронатом. Как рассказала Н.Жерносек, поскольку в 2010 г. пилотная продажа акций 5 белорусских ОАО не состоялась, решено выбрать другие. Представителям ВБ на прошлой неделе были дополнительно представлены 13 таких предприятий из числа подлежащих приватизации в 2011 г., включая ОАО «Белгазстрой», «Промсвязь», «Автомагистраль», Радошковичский керамический, Минский маргариновый, Белозерский электромеханический заводы и др. Из них эксперты ВБ пока выбрали три ОАО: «Бархим», «Брестский электромеханический завод» и «Белсантехмонтаж», которые направлены на рассмотрение руководства банка.

Комментируя нормы и мотивы принятия Указа от 14.03.2011 № 107, предоставляющего облисполкомам и Мингорисполкому преимущественное право покупки акций перерабатывающих предприятий, Н.Жерносек пояснила, что собственник согласно Конституции вправе распоряжаться своим имуществом так, как ему выгоднее. Поэтому, если исполкомы сочтут, что была совершена сделка с акциями общества, которое является приоритетным в развитии экономики региона или страны, то они обязаны подать иск в суд. По мнению директора Фонда, это не национализация или реквизиция — приобретателю акций компенсируют все затраты.

Представители Госкомимущества не стали уточнять, как это сочетать с обещанным Директивой № 4 принципом необратимости приватизации, или могут ли отечественный бизнес и зарубежные инвесторы верить в либерализацию экономики, в которой отмена моратория на отчуждение акций (собственники которых, кстати, тоже имели конституционное право распоряжаться своим имуществом) сменяется другим ограничением, да еще и задним числом. Правда, по словам Н.Жерносек, исполкомы не станут злоупотреблять своим преимущественным правом. Каждая ситуация будет рассматриваться конкретно: нужно ли это государству, стоит ли приобретать акции, тратя бюджетные деньги, если госдоля в ОАО и так мажоритарная. По мнению начальника управления учета и распоряжения акциями Фонда Анны Корниевич, сегодня примерно у 70–80% перерабатывающих предприятий есть доля, которую контролирует государство, и нет необходимости докупать акции. Это понадобится лишь в тех ОАО, где государству нужно довести свою долю до контрольного пакета. Что государство будет с ним делать и захотят ли частные инвесторы довольствоваться ролью миноритариев, не уточнялось.

Тем не менее в Госкомимуществе уверяют, что сегодня в нашей стране созданы условия для прихода инвесторов в такие отрасли, как легкая, лесная, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, нефтехимия. Новые перечни предприятий, подлежащих приватизации, сформированы так, чтобы пакеты акций, предлагаемые инвесторами, позволяли им влиять на принятие управленческих решений. Но «влиять» и «контролировать» — понятия очень разные.

Первые аукционы, сообщила Н.Жерносек, пройдут в июне. При этом рыночная оценка запланирована пока только для 85 предприятий. Сегодня Госкомимущество работает над определением условий проведения тендеров по отбору оценщиков. Впрочем, их мнение даст лишь ориентир для сумм, вокруг которых начнется торг. А он обещает быть нелегким. К примеру, российская компания МТС, оправившись от шока после оценки госпакета акций своей белорусской «дочки» в 1 млрд. USD, заявила, что выставит свою долю (49%) на продажу на международные торги, как только это сделает белорусское правительство. Этот грамотный ход, позволяющий сбить цену госпакета, озвучен после неоднократных попыток договориться о приемлемой для МТС цене сделки с оплатой траншами в рассрочку. Практически одновременно российская госкорпорация «Ростехнологии» выразила неудовольствие белорусским вариантом слияния МАЗа с КАМАЗом.

В этих и иных случаях власти Беларуси оказываются в самом невыгодном положении: продавцу срочно нужны деньги, а покупателю спешить некуда. Так что все преимущества сегодня на стороне российского капитала — главного претендента на белорусские активы.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях