$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

СЕЗОН НОВЫХ МОДЕЛЕЙ И ЦЕН

18.03.2011

В этом году обувные предприятия концерна «Беллегпром» планируют увеличить производство на 9,3% к уровню 2010 г., до 12,9 млн. пар обуви. В том числе группа минского обувного ОАО «Луч» выпустит 2 млн. пар, из них 809 тыс. — на внутренний рынок. Лидеру группы — ЗАО СП «Отико» удается на протяжении последних лет достигать лучшего результата по объемам выпуска, прибыли и рентабельности. Однако, по оценкам работников торговли, продавать обувь этой марки труднее, чем, например, «Сивельгу», потому что рынок насыщен аналогичной продукцией. Поэтому конкурентным преимуществом «Отико» стало гибкое сотрудничество с розницей. Руководители крупнейших торговых организаций страны на совещании 11 марта сошлись во мнении, что это «самое демократичное предприятие в стране по отношению к торговле».

Директор ЗАО СП «Отико» Галина БЕЛЕВИЧ согласилась ответить на вопросы «ЭГ».

— Концерн «Беллегпром» требует от отечественных обувщиков удвоить выпуск продукции к 2015 г. Какими возможностями для решения этой задачи располагает ваше предприятие?

— Расширить производство мы сможем за счет покупки части площадей на Барановичской и Борисовской швейных фабриках, где разместили изготовление заготовок. Постепенно передадим в регионы пошив традиционного ассортимента, оставив в Минске производство новых моделей. В этом году рассчитываем увеличить выпуск на 7,5%, до 720 тыс. пар.

Понятно, что в столице невозможно найти необходимое количество швей, чтобы в 2015 г. выпускать 1 млн. пар обуви. В Минске наблюдается активный переток рабочей силы в сферу услуг, торговлю. Кроме того, здесь чрезмерно высока конкуренция в этой профессии и разница в оплате достигает 50–100 тыс. Br. Поэтому нам важно удержать на столичном производстве имеющихся работников.

С другой стороны, согласно генплану развития Минска предприятия «Отико», «Чевляр», «Рейлит» подлежат переносу за городскую черту без остановки производства. В связи с этим группа ОАО «Луч» реализует инвестпроект, предусматривающий строительство нового производственного комплекса по выпуску обуви мощностью 3 млн. пар в год. Проектирование нового производства уже начато. Теперь предстоит накопить достаточно средств, чтобы переехать на новую территорию возле ТЭЦ-4, в Дегтяревке.

— Удалось ли поднять зарплату на предприятии в прошлом году и как это отразилось на ваших финансовых результатах?

— Поскольку в 2010 г. мы сменили ассортимент и нарастили объем, то появились дополнительные возможности увеличить зарплату почти на 30%, до среднего уровня 1,3–1,4 млн. Br. Так что здесь мы занимаем второе место в отрасли, уступая только «Милавице». Но потребительские цены выросли, и сегодня уже ощущается, что оплата труда недостаточна. Поэтому мы надеемся улучшить ситуацию с наступлением нового сезона в апреле–мае.

Каждый хочет жить лучше, но трудности на мировом рынке корректируют многие наши желания. Например, приходится считаться с тем, что поставщики сырья и комплектующих в посткризисный период пытаются компенсировать свои предыдущие потери и активно, если не сказать лихорадочно, повышают свои цены. Так, кожсырье с осени дорожало трижды, цены на овчину для утепления обуви поднялись с ноября в 2,5 раза, растут цены на полиуретановые подошвы. Чувствуется, что это не предел. Эти тенденции позволяют предположить, что последует обвал продаж в низком ценовом сегменте, граждане с достатком ниже среднего будут меньше покупать. Чтобы сохранить все покупательские группы, мы ввели в ассортимент обувь на утеплителе из шерсти и полушерсти. Альтернативные материалы позволяют несколько удешевить зимнюю обувь нового сезона. Но с учетом всех факторов она неизбежно подорожает на 30–40%. Этот прогноз делает для нас актуальными высокую оборачиваемость товара в весенне-летний период, своевременное исполнение обязательств предприятиями торговли, чтобы успевать хоть на неделю раньше закупать сырье к новому сезону. Судя по всему, в августе закупать овчинку будет уже бессмысленно.

— Можно ли в такой ситуации нарастить экспорт продукции?

— За год мы рассчитываем увеличить продажи за рубежом на 15–20% к прошлогоднему уровню. Традиционно более половины выпускаемой продукции мы продаем за рубеж, но в I полугодии намерены, скорее, сохранить присутствие, чем нарастить его, иначе это оголит внутренний рынок. Ведь уступать его конкурентам тоже неправильно.

При формировании производственной программы на текущий год мы приняли решение сделать акцент на переход из эконом-класса к изготовлению обуви бизнес-класса для населения с достатком выше среднего. Идеология здорового образа жизни проникает в массы. Люди понимают, что в гардеробе должна быть модельная обувь, на каблуке, но ее носить надо ограниченное время, ведь какой бы удобной она ни была, стопа все равно деформируется. Мы надеемся, что, заботясь о здоровье, граждане переориентируются на то, чтобы основную часть времени носить комфортную обувь, как это делают в большинстве европейских стран.

— Повлияют ли на бизнес обувщиков ограничения, введенные постановлением Совмина и Нацбанка от 25.02.2011 № 240/5?

— Мы не покупаем валюту на внутреннем рынке, а пользуемся тем, что заработали сами, более того, продаем валюту сверх установленного норматива. Пока мы не ощутили препон в закупках оборудования. Впрочем, любой вопрос можно решить, но, возможно, для этого потребуется больше времени. Если нас сейчас ограничат в приобретении отдельного оборудования, то придется объяснять, что без него невозможно наращивать производство в заданном объеме. Государство в этой непростой ситуации должно решить, что важнее. Ведь послезавтра поставленные ограничения могут отрицательно сказаться на нашем экспорте и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Так что, думаю, вполне логично, если будут учтены интересы национальных производителей.

— Что ждать покупателям в новом сезоне?

— До конца текущего года «Отико» планирует обновить швейный поток с учетом изменившихся требований к закупаемому сырью. Отныне мы будем работать с более тонкими кожами, отделки будут близки к используемым в изготовлении модельной обуви. Нужно пополнить швейное оборудование, а чтобы литьевая обувь выглядела изящнее, планируем внедрять затяжной метод формования колодки. Для этого придется приобрести соответствующее оборудование. Работа в классе «комфорт» — достаточно специфическая: замена только одной колодки и пресс-формы требует 160–180 тыс. EUR инвестиций. Чтобы не отставать, нужно обновлять почти треть ассортимента в каждой коллекции.

Сейчас мы выпускаем 205 моделей, и из действующей коллекции всегда оставляем то, что пользуется спросом. Некоторые из них давно сняли бы с производства, но торговля их упорно заказывает. Поэтому нашим маркетологам придется убеждать их новым ассортиментом. В 2010 г. удалось значительно обновить ряд мужской обуви осенне-зимнего ассортимента, выпускается обувь бизнес-класса на фронтальном каблуке. В новом сезоне выводим на рынок комфортную женскую обувь с элементами стилизованного каблука. Ближе к зиме сможем предложить новую продукцию для школьников. Сейчас располагаем полным комплектом обуви женской и мужской к летнему сезону в широкой цветовой гамме, и если торговые предприятия будут получать ее уже в марте, мы готовы увеличить сроки оплаты этой продукции до 60 дней.

Оксана КУЗНЕЦОВА