Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
06.09.2013 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЕЗОН НАДЕЖД ЗАКОНЧИЛСЯ©

В июле т.г. индекс бизнес-климата, определяемый Нацбанком, впервые с начала года снизился — на 3,3 процентных пункта, до 23,2%. Сказалось усиление пессимистических ожиданий в реальном секторе на предстоящие 3 месяца. Похоже, индекс начал свое традиционное снижение во второй половине года.
 

В июле т.г. индекс бизнес-климата, определяемый Нацбанком, впервые с начала года снизился — на 3,3 процентных пункта, до 23,2%. Сказалось усиление пессимистических ожиданий в реальном секторе на предстоящие 3 месяца. Похоже, индекс начал свое традиционное снижение во второй половине года.

Тем не менее экономическая конъюнктура в июле в целом несколько улучшилась. Благоприятной ее назвали 61,2% предприятий против 61,1% месяцем ранее. В строительстве и на транспорте удельный вес таких ответов увеличился, тогда как в промышленности и торговле — несколько уменьшился.

Мониторинг также зафиксировал незначительное ускорение темпов производства (продаж, работ, услуг) во всех отраслях, за исключением торговли. Ростом показателя похвалились 37,5% опрошенных, снизили его 22%, сохранили на прежнем уровне — 40,5% предприятий.

Одновременно несколько сократились объемы нереализованной продукции и количество объектов с нарушением сроков ввода в эксплуатацию, на что указали 25% респондентов (в июне — 24,5%). Затоваривание складов произошло у 17% (19,2%) участников мониторинга, тогда как у большинства (58%) складские запасы остались на уровне предыдущего месяца.

Помогал растущий спрос, правда, не везде одинаково. Например, на внутреннем рынке подвело сокращение объема заказов на продукцию промышленных предприятий, тогда как торговля отметила увеличение числа контрактов. В целом на рост заказов в республике указали 22,2% опрошенных, на снижение — 16,1%, на неизменность — 61,7%.

Обнадежило некоторое оживление контрагентов на внешнем рынке у всех отраслей, за исключением промышленности. Доля тех, у кого вырос физический объем заказов (15,8%), несколько превысила долю тех, у кого он упал (15,4%).

Неоднозначными были финансовые результаты деятельности компаний. Число пожаловавшихся на недостаточный уровень оборотных средств снизилось с 55 до 53,6%, в т.ч. в промышленности с 58 до 55,6%, в строительстве — с 57,9 до 55,3%, на транспорте — с 58 до 57,1%. Тем не менее влияние этого фактора на хозяйственную деятельность реального сектора остается сильным, о чем заявили 42,3% респондентов, слабым его назвали лишь 4%.

Несколько замедлился, но продолжился рост плохих долгов. На увеличение просроченной дебиторской задолженности пожаловались 29,7% опрошенных, сократили ее 22,3%, удержали на прежнем уровне — 48% компаний. Аналогичная ситуация и с кредиторской задолженностью: ее просроченная часть выросла у 30,2% участников опроса, уменьшилась — у 22,2%, без изменений осталась у 47,6% компаний.

Вновь ускорился рост затрат практически у всех, за исключением строительных организаций. Видимо, чтобы компенсировать затраты, субъекты хозяйствования активнее повышали цены, особенно в промышленности и торговле. В раскручивании инфляции признались 29,3% опрошенных против 28,9% месяцев ранее. Снизили цены лишь 3,8% компаний, тогда как у большинства (66,9%) они не изменились.

На таком фоне увеличить чистую прибыль смогли 39% респондентов, тогда как снизилась она у 32,6% компаний. Наиболее заметно оздоровили конечный финансовый результат транспорт и строительство.

Несмотря на относительно стабильную производственно-финансовую ситуацию, мониторинг зафиксировал смещение рисков хозяйственной деятельности в сторону экономической составляющей, касающейся изменения спроса, цен, процентных ставок, валютного курса, неплатежеспособности. Эти риски были основными для 55,7% предприятий (в июне — для 54,8%). С 12,7 до 14,7% увеличилась доля тех, кто пожаловался на изменения в законодательстве. А вот удельный вес обеспокоенных вмешательством в свои дела со стороны местных органов власти снизился с 22,3 до 21,6%.

В июле укрепление, как наилучшее изменение курса белорусского рубля, отметили 16,3% респондентов (в июне — 16%), число тех, кто считает для себя фиксацию курса оптимальной, снизилось с 69,1% до 66,8%, зато доля сторонников девальвации белорусского рубля выросла с 14,9% до 16,8%. При этом по отраслям мнения разошлись: в торговле и строительстве менеджеры желали бы укрепления курса белорусского рубля (баланс ответов составил 3 и 2,1% соответственно), на транспорте доли предприятий, желающих снижения курса белорусского рубля и его роста, практически равны, а предприятия промышленности в целом предпочли бы снижение курса национальной валюты (баланс — -3,9%).

Однако основной удар по ИБК нанесли пессимистичные ожидания в части производства и спроса на август–октябрь. Заметим, это укладывается в цикличное поведение рынка: в Беларуси «градус» бизнес-климата соответствует природному. Своего пика он достигает в июне–июле, далее следует планомерное снижение к декабрю–январю, а затем вновь наблюдается рост.

В июле усиление пессимизма отмечено во всех отраслях. В ближайшие 3 месяца роста объемов производства, работ, услуг, продаж ожидают 48,6% предприятий, снижения — 10,5%, неизменности — 41%. При этом надежды на спрос традиционно еще более прохладные: на его усиление рассчитывают 40,1% респондентов, к снижению готовятся 8,3%, не ожидают изменений 51,6% компаний.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений