$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СЪЕЗД СОМНЕНИЙ И ВОПРОСОВ©

04.05.2012

Некоторая макроэкономическая стабилизация в стране не должна вызывать неоправданных выводов. Мы лишь пережили острую фазу кризиса 2011 года, и говорить о выходе на стабильное и долговременное развитие экономики пока рано. В то же время отсутствие структурных реформ на фоне ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве и вступления России и Казахстана в ВТО порождает множество вопросов, ответов на которые еще нет. Такой была общая тональность высказываний на XXII съезде Бизнес-союза им. М.Кунявского, состоявшегося в минувший четверг.

Относительно высокий темп роста белорусской экономики в I квартале 2012 г. на уровне 103% к аналогичному периоду 2011 г. во многом достигнут благодаря работе нефтеперерабатывающего комплекса, имевшего низкую статистическую базу в начале прошлого года. А потому оценка текущего положения дел должна делаться с поправкой на данное обстоятельство, считает эксперт исследовательского центра ИМП Дмитрий Крук. Возврат части нефтегазовых субсидий взамен договоренностей по ЕЭП, а также девальвация, снявшая некоторые дисбалансы во внешней торговле, в целом дали положительный результат, который, впрочем, может исчерпать себя уже к концу текущего года, полагает он. Истинное оздоровление и повышение конкурентоспособности национальной экономики зависит в большей степени от проведения структурных реформ, приватизации, развития предпринимательства, отраслевой коррекции и т.д. А в этих вопросах страна топчется на месте.

Зато вновь в ходу административное стимулирование заработных плат. С одной стороны, это можно рассматривать как вынужденный шаг в борьбе с оттоком трудовых ресурсов за рубеж. Но с другой — такие действия опять не подкрепляются адекватным ростом производительности труда, что увеличивает издержки производства и негативно сказывается на конкурентоспособности белорусских предприятий. Серьезным долговременным вызовом становится дефицит инвестиций, когда сокращение эмиссионного кредитования усугубляется дороговизной внешних и внутренних заемных средств. Еще одна «долгоиграющая» проблема — традиционно высокие инфляционные и девальвационные ожидания экономических агентов.

По мнению экономиста Леонида Злотникова, перегибы и провалы белорусской модели объясняются устаревшими подходами в ручном управлении экономикой. Мир давно уже стал технологически сложнее, поэтому попытки направить те или иные отрасли по узким рамкам программных документов все чаще терпят крах. Чиновникам в различных странах приходится либо отказываться от «программирования» секторов экономики, либо передавать данную функцию представителям бизнес-сообщества.

В Беларуси созданы формальные условия для движения по второму пути — действует Директива № 4, предполагающая согласование экономической политики с деловой общественностью. Для этого при органах республиканского и местного управления созданы общественно-консультативные советы (ОКС), кроме того, действуют ранее сформированные советы по развитию предпринимательства. Правда, то, что мнение бизнеса будет услышано властью, не означает автоматическую его реализацию. Оценки ОКС имеют лишь рекомендательный характер, напомнил начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский, оценивая последние решения своей структуры.

И даже те реформы, на проведение которых белорусские власти согласились, обозначив в Директиве № 4, почему-то системно пробуксовывают. «Это весьма солидный и продуманный документ. Однако заложенные в него мероприятия выполнятся неудовлетворительно — не с точки зрения количества (актов много), а в части реализации положений», — критикует глава БСПН Георгий Бадей. В стране не созданы эффективные механизмы антимонопольной политики, взамен взят курс на создание государственных холдинговых структур, во многом обладающих признаками монополий. Все еще нет равных условий хозяйствования для субъектов частной и государственной формы собственности в части доступа к сырью, в сфере госзакупок. Бессистемно проводится приватизация: главенствующим является не передача собственности более эффективному управляющему, а исключительно фискальная цель. Преимущества почему-то получают не национальные, а иностранные инвесторы, зачастую с теневыми схемами движения капиталов, ставящие перед собой не долговременные задачи развития, а лишь цель получить краткосрочные выгоды.

Оживленную дискуссию на съезде вызвала работа в условиях ЕЭП. По словам гендиректора СП ЗАО «Милавица» Дмитрия Дичковского, эта структура, представлявшаяся ранее как некое спасение, не оправдывает надежд. Если условия доступа на российский рынок для «Милавицы» не изменились, то ставки ввозных пошлин преподнесли сюрприз. На импортируемое сырье они оказались выше, чем на конечную продукцию. Организация производства теряет смысл, т.к. выгодней заниматься ввозом европейского белья, сетует бизнесмен. Это уже хорошо поняли западные компании-производители, начавшие торговую экспансию на территорию ЕЭП, где потребительский спрос, в отличие от европейских рынков, продолжает расти. Пока «Милавице» удается сохранять свои позиции на российском рынке и даже обеспечить там 15-процентный рост продаж в этом году.

Но руководитель опасается, что уже в течение следующих 2–3 лет ситуация может кардинально измениться. Любопытно, что почти два года предприятие безрезультатно пыталось выйти на Комиссию ТС с тем, чтобы добиться пересмотра ставок ввозных пошлин.

Похоже, что теперь эти попытки и вовсе теряют смысл, поскольку со вступлением России в ВТО уровень таможенных тарифов в ЕЭП будет определяться не на основе договоренностей трех стран-союзниц, а исходя из обязательств России перед ВТО. Трансформацию претерпят и меры нетарифного регулирования союзного рынка. На этом фоне проблемы могут возникнуть у отечественных производителей мяса, медикаментов, бытовой химии, электроники, алкогольной продукции, считает кандидат экономических наук Георгий Гриц. Еще более пессимистично смотрит он на перспективы сахарной отрасли и сельхозмашиностроения, которые, по его мнению, вряд ли выдержат предстоящую конкуренцию с импортом. Под сомнением планы правительства по организации сборочных производств автомобилей. Если учесть наши обязательства в ЕЭП по ограничению промышленных субсидий, работе СЭЗ и индустриальных парков, то государству необходимо срочно пересматривать стратегии поддержки отечественных производителей.

Съезд БСПН обозначил проблемные вопросы, и деловое сообщество хотело бы услышать ответы от правительства уже в ближайшее время.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях