$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

СЭЗ ВКЛЮЧАТ В РЕЕСТРЫ©

05.03.2013

Проект закона о внесении дополнений и изменений в Закон от 7.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее — Закон № 213-З), разработанный в целях унификации законодательства о СЭЗ в странах — членах Таможенного союза и ЕЭП, готовится к рассмотрению во втором чтении на весенней сессии Парламента.

Нормы Закона № 213-З приводятся в соответствие с положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее — Соглашение), подписанного в Санкт-Петербурге 18.06.2010 г. и ратифицированного нашей страной 8.05.2011 г., и Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 г., вступившего в силу со 2.02.2012 г.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ поправки касаются отдельных вопросов регистрации, деятельности и правового регулирования резидентов свободных экономических зон, продления сроков функционирования и ликвидации СЭЗ.

Так, в настоящее время в соответствии со ст. 19 Закона № 213-З регистрация юридического лица или ИП в качестве резидента СЭЗ осуществляется в день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ на срок действия такого договора. При этом форма свидетельства о регистрации установлена Совмином. После принятия проекта юрлицо или ИП будет признаваться резидентом СЭЗ со дня внесения соответствующей записи в реестр резидентов государства — члена Таможенного союза (ТС), при этом Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вправе определить единую для всей территории ТС форму свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента СЭЗ. А вот каким будет порядок ведения реестра резидентов белорусских СЭЗ — должен определить Совмин РБ.

Из ст. 1 Соглашения в законопроект перенесено понятие резидент свободной экономической зоны, в соответствии с которым юрлицо или ИП является резидентом СЭЗ при условии включения его в реестр резидентов свободных экономических зон.

Соглашением предусматривается обязанность государств — членов ТС информировать ЕЭК о создании и прекращении деятельности свободных (специальных, особых) экономических зон на своей территории. Такая задача возложена на Министерство экономики Беларуси. Согласно поправкам, предлагаемым в ст.ст. 11, 13 и 14 Закона № 213-З, Минэкономики в 30-дневный срок со дня создания (продления срока функционирования, ликвидации) СЭЗ на территории нашей страны представляет в ЕЭК соответствующие сведения.

Из ст. 16 «Полномочия администрации свободной экономической зоны» Закона № 213-З предлагается исключить пункт о формировании бюджета СЭЗ, одновременно администрации поручается ведение реестра резидентов зоны, его размещение и своевременное обновление на официальном сайте СЭЗ и в Интернете.

Статья 5 «Деятельность, запрещенная в свободных экономических зонах» дополняется нормой, в соответствии с которой ЕЭК вправе устанавливать и иные (кроме перечисленных в Законе № 213-З) виды деятельности, запрещенные для осуществления в СЭЗ.

Помимо этого предлагается иная редакция ст. 22 Закона № 213-З, в которой четко определен перечень случаев утраты юрлицом и ИП статуса резидента СЭЗ. Отметим, что в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) должно быть завершено при утрате лицом, поместившим товары под таможенную процедуру СТЗ, статуса резидента СЭЗ. В то же время ст. 22 Закона № 213-З предусматривает не только утрату, но и лишение статуса резидента СЭЗ. Таким образом, формально юрлица и ИП, лишившиеся статуса резидента СЭЗ в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона, не обязаны в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 15 Соглашения завершить действие таможенной процедуры СТЗ, хотя фактически очевидно, что в Соглашении речь идет о любом случае прекращения действия статуса резидента СЭЗ (и лишение, и утрата). Поэтому понятие «лишение статуса резидента СЭЗ» из ст. 22 Закона № 213-З исключается.

НЕСМОТРЯ на то что отмену льгот для СЭЗ и их резидентов законопроект напрямую не затрагивает, депутаты 12 декабря прошлого года при его рассмотрении в первом чтении на сессии (да и на заседаниях Постоянной комиссии по экономической политике уже в текущем году) обсуждали эту проблему. Напомним, что таможенные льготы, установленные национальным законодательством, будут упразднены с 1.01.2017 г. Однако на тех резидентов СЭЗ, кто зарегистрировался с 1.01.2012 г., они уже не распространяются. В связи с этим Указом Президента от 24.02.2012 № 109 с 2017 г. вводятся дополнительные льготы для резидентов белорусских СЭЗ: они освобождаются от осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объекта в пределах СЭЗ, от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, от арендной платы сроком на 5 лет... Резидентам, которые зарегистрировались в СЭЗ с 1.01.2012 г., эти дополнительные льготы предоставляются уже сейчас.

На сессии депутат Виктор Фесак также поднимал вопрос о перспективах работы отечественных СЭЗ в условиях членства России в ВТО и возможного вступления в нее Беларуси. Первый заместитель министра экономики Анатолий Филонов, представлявший законопроект в Овальном зале, сообщил, что существуют два обстоятельства, которые могут тормозить процесс вступления нашей страны в ВТО (понятно, что речь шла о правовой базе функционирования СЭЗ). Это наличие перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок республики, а также требование о том, чтобы не менее 70% продукции резидента СЭЗ шло на экспорт. По словам А.Филонова, предложения об отмене с 1.01.2017 г. этих ограничений как противоречащих требованиям ВТО уже направлены в правительство.

СМОГУТ ли резиденты белорусских СЭЗ после 2017 г. работать с учетом новых условий? Отвечая на этот вопрос «ЭГ», заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике, кандидат экономических наук Владислав Щепов подчеркнул: да, формирование ЕЭП предполагает уменьшение льгот национальным производителям, в т.ч. действующим на территории СЭЗ. Поэтому всем отечественным предприятиям следует настраиваться на конкурентную борьбу в рамках ЕЭП и ВТО, а для этого необходимо снижать затраты, делать ставку на инновационное развитие и выпуск высокотехнологичной продукции.

Анна РАДЮК

СПРАВКА «ЭГ»

В Беларуси действуют 6 свободных экономических зон: «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Они созданы указами Президента на срок от 30 до 50 лет в целях увеличения притока иностранных инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих производств и создания новых рабочих мест.

Прибыль резидентов СЭЗ (зарегистрированных до 1.01.2012 г.), полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение 5 лет с даты ее объявления, а после истечения указанного срока — по ставке, уменьшенной на 50%. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12%. Резиденты СЭЗ освобождены и от налога на недвижимость. При реализации в республике импортозамещающей продукции собственного производства по перечню, утверждаемому правительством, НДС исчисляется ими по ставке 10%.