$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

СЭЗ способны на большее

17.04.2009

Комитетом госконтроля проанализированы результаты проверок резидентов свободных экономических зон. Установлено, что в 2008 г. наряду с положительной динамикой роста основных показателей деятельности СЭЗ (объема произведенной продукции, выручки и прибыли от реализации товаров, инвестиций в основной капитал, экспорта товаров) отдельные показатели снизились.

Так, в СЭЗ «Витебск» и «Гродно-инвест» сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 9,3 млн. USD и 20,1 млн. USD соответственно.

Отдельными администрациями СЭЗ в 2008 г. не были выполнены доведенные Совмином (облисполкомами) некоторые показатели социально-экономического развития. Не выполнены доведенные правительством задания по привлечению инвестиций в основной капитал с темпом роста 125% к уровню 2007 г. в СЭЗ «Гомель-Ратон» (темп роста составил 98%), СЭЗ «Витебск» (98,8%), СЭЗ «Могилев» (83,6%), СЭЗ «Гродно-инвест» (122,3%). СЭЗ «Брест» не выполнен показатель по объему производства продукции (при плане 118,8% фактически показатель составил 111,4%), по объему импорта товаров (131,4% при плане 113%), в СЭЗ «Могилев» — по экспорту товаров (109,8% при плане 145%), по объему производства (128% при плане 143,2%).

В результате проверок всех администраций и 36 резидентов СЭЗ выявлено, что отдельными администрациями не контролируется выполнение требований договоров об условиях деятельности в СЭЗ.

Так, администрацией СЭЗ «Брест» не в полной мере контролировалось соблюдение резидентами порядка исчисления платежей в фонд развития, в результате чего недополучено средств на сумму 8,7 тыс. USD. В отдельных договорах не было обеспечено закрепление критериев оценки эффективности деятельности резидентов в части формирования уставного фонда в сроки и размерах, установленных законодательством. Администрация СЭЗ «Гродно-инвест» не осуществляла контроль за деятельностью двух зарегистрированных в 2005 г. организаций, не выполнивших обязательств по привлечению инвестиций, формированию уставного фонда и не начавших производство продукции. Только после вынесения предписания Комитетом госконтроля указанные организации были лишены статуса резидента СЭЗ.

Всего в 2008 г. во всех свободных экономических зонах за невыполнение условий договоров 30 субъектов хозяйствования были лишены статуса резидента СЭЗ.

Проверками выявлены многочисленные факты нарушений таможенного и налогового законодательств, порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, законодательства о ценообразовании и другие нарушения. Всего по результатам проверок к административной ответственности в виде штрафа привлечено 51 должностное лицо на сумму 33,1 млн. Br, 36 юрлиц — на сумму 1397,64 млн. Br, конфисковано денежных средств на сумму 140,2 млн. Br, восстановлено в бюджет 244,8 млн. Br, 31 человек привлечен к дисциплинарной ответственности.

По результатам проверок правительству поручено принять меры по устранению выявленных Комитетом госконтроля недостатков в деятельности СЭЗ, а также обеспечить должный контроль за выполнением ими требований договоров об условиях деятельности в СЭЗ.

Кроме того, Комитетом рассмотрены предложения администрации СЭЗ «Брест» о проблемных вопросах деятельности ее резидентов, требующих урегулирования на законодательном уровне. Впрочем, эти вопросы актуальны для большинства зон.

Например, в настоящее время резиденты СЭЗ не могут снять с таможенного контроля безвозвратно утраченные в качестве технологических потерь материалы, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ). Так, полностью изношенные в процессе производства материалы находятся под таможенным контролем, хотя по бухучету они уже списаны. Но таможенное оформление данных товаров не может быть произведено, т.к. их невозможно предъявить таможенным органам. Исправить положение может лишь появление в законодательстве соответствующих норм, принятие которых инициирует КГК.

При строительстве объектов недвижимости резидентами СЭЗ в большинстве случаев используются стройматериалы и оборудование, ввезенные на таможенную территорию РБ и заявленные в таможенном режиме СТЗ (без уплаты таможенных пошлин и НДС). При реорганизации предприятий — резидентов СЭЗ, отчуждении либо передаче в аренду указанных объектов от одного резидента СЭЗ другому стройматериалы и оборудование, вошедшие в их состав, не могут быть предъявлены таможенному органу для целей таможенного контроля в том виде, в котором они были ввезены. В связи с этим при совершении указанных сделок предприятия вынуждены уплачивать таможенную пошлину и НДС, несмотря на то что указанные стройматериалы и оборудование фактически не покидают свободную таможенную зону и продолжают находиться под таможенным контролем. Так, в СЭЗ «Брест» при присоединении ИООО «Блэк Рэд Уайт» к иностранному предприятию «Черный Красный Белый» (оба резиденты СЭЗ) при оформлении передачи зданий и сооружений было уплачено 469 млн. Br таможенной пошлины и 744 млн. НДС. Специалисты КГК считают, что внесение изменений в Положение о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон, позволило бы избавить субъектов хозяйствования от лишних административных процедур и дополнительных расходов.

Порой резидентами СЭЗ производятся товары, не включенные в Перечень импортозамещающих товаров, аналоги которых в значительных объемах импортируются в республику. Так, за 9 месяцев 2008 г. ввезено из-за рубежа около 8 тыс. т красок водно-дисперсионных на сумму 17 млн. USD, хотя аналогичную продукцию выпускают резиденты СЭЗ «Брест» — ИООО «Кондор» и СП «Диском». Подобная ситуация сложилась по продукции других резидентов СЭЗ «Брест» — СП «Унибел» ООО (производство макарон группы «А»), ИП ЗАО «Беле» (производство кресел офисных), ООО «УниверсалСистем», выпускающего сэндвич-панели, и др.

С другой стороны, постановлением Совмина от 27.09.2006 № 1264 и договорами об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне предусмотрено, что удельный вес товаров, которые могут поставляться резидентами СЭЗ на внутренний рынок, не должен превышать 30% в общем объеме их реализации. А потому наращивать поставки своих товаров внутри страны резиденты СЭЗ не могут. По мнению КГК, это положение нужно исправить.

Есть и другие проблемы. В связи с ухудшением экономического положения российских предприятий, ростом объемов неплатежей за экспортируемую в РФ продукцию установленный Указом от 9.06.2005 № 262 срок документального подтверждения резидентами СЭЗ права получения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС (100 дней) недостаточен. Поэтому КГК считает актуальным вопрос совершенствования процедуры предоставления резидентам СЭЗ отсрочки по уплате этих платежей.

По итогам анализа проверок КГК направил правительству соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере деятельности СЭЗ.

Пресс-служба КГК