Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ИТ-технологии
21.10.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЭЗ, ОЭЗ, ПВТ...

Конкуренция начинается со старта...
Конкуренция начинается со старта

Создание в Беларуси Парка высоких технологий (ПВТ) предполагает серьезные шаги по поддержке высокотехнологичного сектора национальной экономики. Как сопоставимы эти меры с российским опытом?

Принятый этим летом закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" придал развитию высоких технологий в стране новый импульс. В рамках этого широкомасштабного документа предусматривается создание промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон со специальным правовым режимом сроком на 20 лет.

На первый взгляд, у российских ОЭЗ много общего с белорусскими СЭЗ: на их территории действует особый таможенный режим, на резидентов распространяются налоговые и другие льготы. Но если сравнить их структуру с создаваемым в Беларуси Парком высоких технологий, ориентированным в первую очередь на разработку программного обеспечения, нетрудно заметить, что спектр деятельности ОЭЗ гораздо шире.

Недостатком российского закона можно считать связанные с особым таможенным режимом ограничения деятельности резидентов на территории ОЭЗ и запрет им иметь филиалы и представительства за ее пределами. В Положении о Парке высоких технологий, утвержденном Декретом Президента РБ от 2005-09-22г. № 12 (см. "ЭГ" № 75 за 4.10.2005г., сс.2-9 Информбанка), эти моменты опущены, в то же время неясно, как будет распространяться специальный правовой режим на производственные подразделения резидентов, расположенных вне территории Парка.

Льготы, предоставляемые резидентам технико-внедренческих ОЭЗ и ПВТ, в принципе, сопоставимы и включают льготы по социальному страхованию, НДС, налогу на недвижимость, земельному налогу, освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при импорте товаров. Помимо этого ряд примерно равнозначных льгот присущ только российскому или белорусскому законодательству.

Россиянам, например, предоставляется возможность ускоренной амортизации основных средств, признания расходов на НИОКР (в том числе не давших положительного результата) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, переноса убытков на последующие отчетные периоды в полном размере.

Ключевую роль для разработчиков программного обеспечения будет играть уровень налогообложения оплаты их труда. Чтобы выплатить программисту среднюю по отрасли заработную плату, резидент ПВТ должен будет заплатить дополнительно в виде налогов 20% указанной суммы (для сравнения: резидент российской ОЭЗ- 30%). Как видим, по данным льготам белорусский проект обладает некоторым преимуществом.

Понятно, что при схожих экономических условиях в международной конкуренции на рынке высоких технологий преимущество будет иметь та страна, компании которой получат доступ к лучшей инфраструктуре, включая производственные помещения, современное оборудование, квалифицированный персонал, научные разработки, финансирование, консультационные и маркетинговые услуги. Предоставить такие условия могут технопарки.

Начиная с 1990 г. в России было создано несколько десятков подобных структур, преимущественно на основе ведущих университетов и научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Зеленограда. Они себя зарекомендовали как реально работающие структуры, предоставляющие размещенным в них компаниям площади и оборудование для творческой работы, консалтинговые услуги, возможности контактов, связи с зарубежными партнерами, финансирование проектов и т.д. Ряд российских технопарков предоставляет своим участникам налоговые и другие льготы (установленные для каждого из них на местном или федеральном уровне). До конца 2005г. в Российской Федерации планируется создать 5-6 технико-внедренческих ОЭЗ, действующие технопарки рассматриваются как потенциальные кандидаты для их размещения. К слову сказать, в Беларуси были попытки создания технопарков, однако результатов, подобных российским, достигнуть не удалось.

Активное содействие развитию сферы высоких технологий в России оказывают отраслевые ассоциации, Министерство информационных технологий и связи. Последним разработан проект государственной программы создания технопарков в сфере информационных технологий. Документ предусматривает совершенствование законодательной базы, в частности изменение налогового законодательства, упрощение таможенного регулирования экспорта в IТ-сфере, а также упрощение привлечения в Россию специалистов из стран СНГ (!).

Поскольку действующие технопарки носят широкопрофильный характер, в России планируется создание специализированных IТ-технопарков на базе уже сложившихся профильных центров развития отрасли. Определены потенциальные регионы для их создания - Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Новосибирск. Для экономической поддержки IТ-технопаркам может быть присвоен статус технико-внедренческих ОЭЗ. Предполагается, что до конца 2010г. будут созданы 5 IТ-технопарков (на 10 - 20 тыс. рабочих мест в каждом).

Первый подобный проект Российского центра программирования реализован в подмосковном городе ученых Дубна. Примечательно, что инициатором его создания стала московской частная компания "Люксофт" при поддержке местных властей. Работа над проектом ведется еще с 2003г., а первым ее этапом и основой привлечения специалистов стало строительство городка программистов на 30 тыс. человек с современной социальной инфраструктурой и комфортабельным жильем (стоимость которого не должна превысить 600 USD за 1 кв.м). Российский центр программирования является одним из кандидатов на получение уже в этом году статуса технико-внедренческой ОЭЗ.

В следующем году ожидается привлечение в технопарк 2500 программистов. А к 2012г. предполагается привлечь к проекту 10 тыс. программистов из различных регионов России и стран СНГ, что позволит IТ-компаниям пользоваться услугами значительного количества квалифицированных специалистов и сократить расходы. Предполагается, что объемы продаж к 2012г. составят 400 млн.USD в год.

Интересно, что аккредитацию в Российском центре программирования сможет получить практически любая IТ компания. Достаточно лишь зарегистрировать в местных налоговых органах юридическое лицо, филиал или представительство компании и создать на территории города рабочие места.

Необходимо отметить, что созданию Российского центра программирования предшествовало составление детального бизнес-плана и проекта строительства. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 470 млн. USD, из которых средств бюджетов всех уровней - 88,5 млн. USD (примерно 19%), внебюджетных средств - 381,5 млн. USD (примерно 81%). При этом жилье для приглашенных специалистов будет строиться на условиях ипотеки, производственные площади и часть инженерной и социальной инфраструктуры - за счет средств инвесторов, а объекты социальной и транспортной - за счет бюджетных средств. По оценкам экспертов, такие суммы инвестиций являются стандартными для создания современного технопарка.

В ближайшие годы в России ожидается активное оживление рынка разработки программного обеспечения. При этом основная конкуренция между компаниями стран СНГ будет вестись не на рынке сбыта, а на рынке труда! В условиях, когда программисты достаточно мобильны, а языковая и культурная среда в соседних странах практически идентична, угроза оттока квалифицированных IТ-специалистов будет для Беларуси все более ощутимой. Вот почему для нашей республики сейчас важно не только обеспечить благоприятные условия для существующих IТ-компаний, но и всячески содействовать созданию новых. Только так мы может создать конкурентоспособную отрасль, которая будет в состоянии удержать белорусских специалистов, а в последствии - и привлечь их коллег из стран СНГ.

Для этого нужна комплексная поддержка отрасли. И здесь видятся как минимум два сценария развития событий. Первый напоминает индийский вариант, предполагающий рост оказания услуг для западных клиентов путем привлечения к проекту большого числа высококлассных программистов (с перспективой создания технопарков). Такой сценарий потребует существенных финансовых вливаний (сопоставимых со стоимостью Российского центра программирования в 470 млн. USD) и решения кадровой проблемы для столь масштабного производства.

Другой вариант -  разработка собственных программных продуктов, для чего нужны инвестиции в высокорисковые проекты, а также прочные каналы сбыта.

А может, стоит поискать третий вариант стратегии, позволяющий Беларуси занять свое место на мировом рынке информационных технологий?

Впрочем в любом случае важно помнить, что высокие технологии не ограничиваются только разработкой программного обеспечения. Поэтому ПВТ следует рассматривать как пилотный проект и использовать полученный опыт для системной государственной поддержки всех приоритетных направлений высокотехнологичного сектора экономики на долгую перспективу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений