$

2.5520 руб.

2.7734 руб.

Р (100)

3.3821 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

СЭЗ назвали озоновой дырой

12.07.2002
В конце прошлой недели в Палате представителей прошел круглый стол, посвященный проблемам законодательного регулирования деятельности свободных экономических зон. Постоянная комиссия по международным делам и связям с СНГ, организовавшая встречу, считает, что открытый, заинтересованный разговор будет содействовать совершенствованию правовых механизмов, облегчающих привлечение иностранных инвестиций, созданию высокотехнологичных предприятий и новых рабочих мест в СЭЗ.

Что мешает развитию и полнокровному функционированию свободных экономических зон в Беларуси? Замминистра экономики Андрей Тур в числе основных сдерживающих факторов назвал "состояние и уровень производственной инфраструктуры, которая в настоящее время по сути своей непригодна для привлечения инвестиций, размещения производств и осуществления крупных экспортноориентированных проектов". Прежде всего она не располагает необходимым комплексом инженерных коммуникаций. И не удивительно: на развитие инфраструктуры СЭЗ из бюджета на протяжении последних двух лет выделяется примерно 10% от необходимого объема финансирования.

Мешает также отсутствие четкой нормативной базы, которая учитывала бы интересы и государства, и промышленников. Минэкономики совместно с администрациями СЭЗ разработало новую нормативную базу, которая устанавливает общие условия деятельности зон и порядок отбора инвесторов, а также инвестиционных проектов, инициированных субъектами хозяйствования, претендующими на право регистрации в качестве резидентов СЭЗ. При этом отбор экспортноориентированных высокотехнологичных проектов будет осуществляться на основании таких критериев, как минимальный уставный фонд и заявленные инвестиции, планируемые объемы экспортных поставок, соотношение экспорта-импорта, доля собственного и заемного капитала в общей сумме капвложений, финансовые средства, направленные на создание рабочих мест, и т.д.

Совокупный оборот привлеченных инвестиций в СЭЗ РБ в 2001 г. составил 51,8 млрд. руб. По прогнозам на 2002 г. эта сумма достигнет 100 млн. USD. В настоящее время развитие зон происходит на условиях привлечения среднего инвестора с объемом инвестиций в пределах 1--5 млн. USD. При этом рассматривается возможность реализации отдельных более крупных инвестиционных проектов прежде всего за счет российского капитала.

Свободные экономические зоны, отметил А.Тур, должны конкурировать между собой и с аналогичными структурами близлежащих государств. "Я не вижу проблемы в том, что какая-то экономическая зона как специальный субъект хозяйствования может разориться или обанкротиться. Если она неспособна работать эффективно, то поддерживать ее со стороны государства, вытягивать из кризиса не следует -- и так зонам оказывается колоссальная поддержка".

Участники семинара отметили такую тревожную тенденцию, как "выход продукции, полученной на предприятиях, имеющих определенные налоговые и таможенные льготы, не на внешний, а на внутренний рынок". Сегодня 40% товаров СЭЗ реализуется внутри Беларуси. Они имеют более низкие цены и выигрывают в конкурентной борьбе на отечественном рынке. Таким образом, работающие в более жестких условиях предприятия не выдерживают неравного состязания и сходят с дистанции.

Высказывалось предложение, чтобы резиденты СЭЗ, работающие на внутренний рынок, получали льготы лишь в том случае, если их товары по основным параметрам соответствуют продукции, которая подподает под программу импортозамещения, или относятся к высокотехнологичным.

Представители СЭЗ жаловались на сложную процедуру выделения земельных участков для резидентов, на нестабильность правовой базы для субъектов хозяйствования.

Директор Института экономики Национальной академии наук Петр Никитенко считает, что в такой небольшой стране, как Беларусь, создано слишком много СЭЗ. Он не видит особого смысла в их открытии в каждой области. Экспериментальная отработка специального правового режима применения таможенных, налоговых и прочих льгот должна приводить не к появлению новых зон, а к распространению уже накопленного опыта.

О недостатках правовой базы говорил замминистра финансов Иван Шунько: "В свое время для каждой СЭЗ создавалось свое законодательство. Сегодня налоговое законодательство в них сильно отличается, что привело к тому, что свободные экономические зоны стали превращаться в оффшоры, в общем, создали озоновую дыру какую-то". Так можно погубить саму идею СЭЗ, которые создавались для того, чтобы привлечь инвестиции и новые технологии. По его мнению, не совсем правильным является то, что расходы по социальному обеспечению работников СЭЗ полностью несет государство.

"Мы начали экспериментировать, -- подчеркнул И.Шунько, -- не продумав все до конца, такие эксперименты экономике дорого обходятся".

Участники круглого стола подготовили рекомендации и попросили передать их в правительство. Они советуют установить мораторий на принятие нормативных правовых актов, ухудшающих условия деятельности резидентов свободных экономических зон; ускорить создание постоянно действующей госсистемы информационного обеспечения по вопросам инвестиционного законодательства страны; при разработке проекта госбюджета на очередной финансовый год предусмотреть выделение средств в полном объеме на капитальные вложения в СЭЗ; пересмотреть систему налогообложения в отношении неиспользуемых или неэффективно используемых зданий и сооружений; упростить порядок отчуждения помещений и оборудования предприятиями-арендаторами, занятыми в сфере производства продукции и услуг, а также процедуру изъятия и предоставления в аренду земельных участков.

Автор публикации: Татьяна ЗАХАРОВА


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы