$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Серый импорт и рамки квот

16.06.2009

Белорусская легкая промышленность переживает непростые времена. Свыше 50% отечественного рынка обуви и около 40% одежды занимает импорт. К тому же сегодня заметно упали продажи наших товаров в России, куда поставляется львиная доля продукции легкой промышленности РБ. Запасы швейных и трикотажных изделий на складах достигли двухмесячной нормы производства… О стратегии выживания отрасли в таких непростых условиях рассказал на пресс-конференции первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир АСТРОВСКИЙ.

Отрасль готова жить в условиях ВТО, в которую Беларусь, Россия и Казахстан намерены вступить единым таможенным союзом. «Мы давно работаем в условиях жесткой конкуренции, в т.ч. и с товаром, попадающим на вещевые рынки по серым схемам», — отметил В.Астровский.

Вместе с тем у белорусов есть претензии к казахстанским партнерам, имеющим нулевые ставки на импорт. Именно через их границу в Россию, а потом и в Беларусь ползет «серый конкурент», завоевавший за 5 лет чуть ли не половину отечественного рынка.

В целом же иностранный товар в разумных пределах должен присутствовать на рынке: это «позволяет черпать новые идеи, технологии, освежает мысли производителей». Да и покупатель имеет право выбирать то, что ему больше по душе. По мнению первого зампредседателя концерна, «разумная» доля импорта составляет примерно 15-20%. И завозиться он должен с уплатой таможенных пошлин.

Проблема стимулирования спроса на внутреннем рынке чрезвычайно актуальна. Отечественные одежда и обувь стабильно доминируют на прилавках госторговли. Этому способствует наличие соглашения, подписанного отраслевым концерном, Минторгом и Белкоопсоюзом. Предприятия стараются гибко реагировать на ситуацию, увеличивая сроки расчетов с торговыми структурами. Особые отношения — с оптовыми базами: большинство из них приобретает продукцию со скидкой, что позволяет реализовывать ее рознице по более низким ценам. Многие компании делают ставку на собственные товаропроводящие сети: через них Элема, Марко, Белвест продают более половины товаров.

Но на рынках и в торговых центрах, где предприниматели обложены высокими арендными и иными платежами, отечественного мало. Значительная часть местных товаров ограничена торговыми надбавками. Вот и везут владельцы рыночных «точек» тюки с Черкизовского.

Идет поиск новых рынков сбыта за рубежом. Так, удалось наладить неплохие отношения с Германией и Италией. Заметная доля товара поставляется в Литву. И все же Беларусь остается единственной страной постсоветского пространства, для которой ЕС установил квоты на текстиль. Ограничения сильно мешают планам продвижения на запад. При этом концерн не советует предприятиям сильно сосредотачиваться на толлинге.

Отвечая на вопрос «ЭГ» об особенностях ценообразования в отрасли, В.Астровский подчеркнул, что предприятия не раскручивают инфляцию, выставляя новые цены. Более того, ряд организаций (например, Милавица) даже снизили их, и на этом не собираются останавливаться. При этом многие потеряли в прибыли: если в 2008 г. рентабельность по отрасли была в среднем 10%, то за 4 месяца т.г. — лишь 7%.

Полным ходом идет техперевооружение: в прошлом году в обновление активной части оборудования вложено 150 млрд. Br, за первые 4 месяца 2009 г. израсходовано на эти цели 60 млрд. Br. Серьезный проект реализуется на пинском «Полесье». Его внедрение позволит уже в следующем году сократить импорт пряжи на 50%, а также наладить выпуск новых видов трикотажных изделий. Обновляется ассортимент: только в этом году покупателям предложено 1700 новых моделей обуви и 3 тыс. швейных изделий.

Более полно удовлетворить запросы покупателей в красивой и комфортной одежде белорусским предприятиям могли бы помочь зарубежные инвесторы, которые «с интересом наблюдают за отраслью». Как прозвучало на пресс-конференции, рассматриваются проекты по производству тканей с турецкими фирмами, ведутся переговоры с итальянскими и немецкими компаниями. Благодаря приходу российского инвестора небольшое предприятие в Мостах превратилось в современную высокотехнологичную фирму, на которой нашли работу многие жители городка.

Но «цыплят» инвестиционного сотрудничества в концерне намерены посчитать к концу года. Наиболее урожайным, скорее всего, станет 2010-й. Первый зампредседателя Беллегпрома рассказал о планах акционирования ряда предприятий, в числе которых Оршанский льнокомбинат и Барановичское хлопчатобумажное объединение.