$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Сертификация услуг в туризме: необходимость во благо

28.09.2007

На волне проходящего в стране активного сокращения административных процедур, совершаемых госорганами в отношении субъектов хозяйствования, представители туристического бизнеса предлагают сделать сертификацию туруслуг добровольной. Они называют ее, во-первых, самой сложной процедурой в отрасли, требующей больших финансовых и трудозатрат, во-вторых, дублирующей процедуру лицензирования (см. «ЭГ» № 63 за 24.08.2007 г.). Однако сертифицирующие органы с такой точкой зрения не согласны. Реакцией на изложение в «ЭГ» позиции туристических компаний стало письмо генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки» Леонида РУСЬЯНОВА.

Сегодня, когда все больше стран вовлекается в международный рынок туристических услуг, возникает потребность в оценке надежности и качества работы турфирм. Такой оценкой и выступает сертификация. В условиях рыночных отношений она гарантирует, что данный турпродукт или услуга соответствуют установленным требованиям. Это защищает потребителей от недобросовестных компаний, способствует повышению конкурентоспособности предоставляемых ими услуг.

Что греха таить, не все еще в порядке в наших туристических компаниях в ведении документации, оформлении офиса, да и образование сотрудников не всегда на должном уровне. Сертификация заставляет сотрудников турфирм упорядочить делопроизводство, серьезнее относиться к разработке технологических карт маршрутов путешествий, программ тура и памяток для туристов, отслеживать кадровые изменения. Ведь не секрет, что некоторые директора туристических фирм получают лицензию «под сотрудника» со специальным образованием и стажем работы, после чего он увольняется и фирма остается без квалифицированных кадров.

Контроль за сертифицированными услугами помогает выявить и устранить все негативные моменты, а «оформление различного рода бумаг» дисциплинирует и повышает ответственность руководителей компаний. Да, разработка технологических карт на маршруты — трудоемкая работа, но если карты сделаны грамотно (особенно в автобусных турах), это большое подспорье в работе руководителям групп и водителям, что в итоге повышает безопасность туристов на маршруте.

Конечно, многое зависит и от других составляющих путешествия: состояния транспортного средства, уровня гостиницы и питания. Однако бывают случаи, когда туристов обслужили на хорошем автобусе, заселили в хорошую гостиницу, но из-за составленной ненадлежащим образом программы тура компания получает нарекания.

В западных странах сертификации туристических услуг нет. Однако прежде чем получить лицензию на туристическую деятельность, фирма должна доказать свою финансовую состоятельность — продемонстрировать, что у нее есть необходимый стартовый капитал, страховые вклады и банковские гарантии. В некоторых странах от предпринимателя в области туризма требуют отдельный ежегодный баланс по туристическим услугам и данные независимой аудиторской проверки. Выше там и требования к персоналу: почти повсеместно введена его аттестация на государственном уровне с выдачей соответствующих сертификатов.

Возможно, в будущем сертификация туристических услуг станет добровольной, но на сегодняшний день это все-таки необходимость. Туристические фирмы, работающие качественно и добросовестно, хотят проходить сертификацию, потому что иметь сертификат соответствия — это престижно.

Стоимость сертификации, кстати, не так высока, как утверждают некоторые субъекты хозяйствования. Прейскурант на сертификацию туруслуг в «Институте недвижимости и оценки» (один из трех сертифицирующих органов) выглядит следующим образом: сертификация туроператоров — 630 тыс. Br, турагентов — 521 тыс. Br, инспекционный контроль турфирм-операторов с изменением маршрутов — 327 тыс. Br (без изменения маршрутов — 218 тыс. Br), инспекционный контроль турагентов — 188 тыс. Br.