$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СЕРПОМ ПО ИМПОРТУ И МОЛОТОМ ДОБЬЕМ?

22.03.2011

Уже три недели предприятия-импортеры в Беларуси работают в новых условиях. Ограничения на покупку валюты на внутреннем рынке для оплаты импорта, введенные постановлением Совмина и Нацбанка от 25.02.2011 № 240/5 (см. «ЭГ» № 17), поставили многих на грань коллапса. Кому не хватило «серпом», добавили «молотом»: с 16.03.2011 г. срок резервирования белорусских рублей при покупке валюты на биржевых торгах был увеличен до 30 календарных дней.

Первыми на новшества отреагировали наиболее «быстрые» рынки бытовой и компьютерной техники. В ожидании разъяснений от Нацбанка, которых до сих пор нет, компании Samsung и LG полностью остановили поставки в Беларусь целого ряда товаров.

Вынуждено приостановить обслуживание своих клиентов и представительство компании Xerox в Беларуси — одной их крупнейших поставщиков офисной техники и печатных машин. Глава представительства Александр ШВЕЦ (по совместительству — председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации и руководитель рабочей группы при Минэкономики по составлению плана мероприятий по реализации положений Директивы № 4) в беседе с корреспондентом «ЭГ» признал, что такой остановки бизнеса у представительства Xerox не было даже в разгар мирового экономического кризиса.

— Постановление № 240/5 на сегодняшний день полностью заблокировало поставки оргтехники нашими дистрибьюторами из-за рубежа. Исключением может быть одна поставка в год от одного дистрибьютора на сумму 50 тыс. EUR. Для сравнения: это оборот представительства Xerox в Беларуси за 5–7 дней. Одних только расходных материалов и запчастей в 2010 г. наши авторизованные партнеры поставили на сумму около 10 млн. USD.

Представьте, что работникам Нацбанка сказали бы: вы будете работать только одну неделю в году. И зарплату будете получать тоже только за одну неделю в году. Нонсенс? А ведь в такое положение Совмин и Нацбанк поставили своим постановлением многие предприятия.

То, что в группу товаров, на покупку которых за рубежом распространяются валютные ограничения, включены расходные материалы и запчасти к принтерам, автозапчасти, бытовая техника, говорит о том, что этот список составлялся крайне поспешно и непродуманно.

У нас заключен договор сервисного обслуживания мощных систем печати, которые обеспечивают документооборот в Администрации Президента. Если не придут сколько-нибудь удобоваримые разъяснения, представительство объективно не сможет его выполнить.

Проблему покупки расходных материалов для офисной техники уже в скором времени нам придется переложить на самих заказчиков. Например, мы будем вынуждены заявить Администрации Президента: коллеги, в связи с тем, что вы перекрыли нам возможности легальной закупки, мы предлагаем вам самим приобрести запчасти, а мы за белорусские рубли продолжим сервисное обслуживание и ремонт офисной техники. Но если раньше починка и замена сломанного оборудования занимала один день, то теперь это растянется вместе с доставкой запчастей как минимум на неделю.

На носу выставка информационных технологий TIBO в Минске, где мы хотели продемонстрировать новейшую технику для промышленной печати. Выставку собирался посетить вице-президент корпорации Xerox. Но сейчас этот визит теряет всякий смысл.

Как жить дальше?

— Какие есть варианты работы белорусских субъектов хозяйствования в новых условиях? Наверняка, бизнес может придумать какие-то легальные способы «обхода» запретительных норм постановления № 240/5?

— Один из вариантов решения проблемы — заняться экспортом. Возможно, именно к этому призвано подтолкнуть субъектов хозяйствования данное постановление. Но мы пока слабо представляем себе этот процесс. Может быть, мне купить у МТЗ трактор «Беларусь» за белорусские рубли и пытаться продать его за рубеж, чтобы получить вожделенную валютную выручку? Или обменять его на офисную технику, раз уж нужно жить по законам натурального хозяйства?

Можно попытаться «разбить» исходный договор на несколько таким образом, чтобы сумма каждого договора была меньше 50 тыс. EUR, и для надежности заключить эти несколько договоров с разными нерезидентами (у многих поставщиков есть аффилированные с ними структуры). Однако у некоторых видов офисной и печатной техники цена одного экземпляра превышает 50 тыс. EUR. И тут исходный договор не раздробишь…

К примеру, сейчас у нас застопорился контракт на поставку мощной промышленной печатной системы одному из крупных частных печатных предприятий. Не менее 30% продукции этого предприятия, кстати, идет на экспорт. Их проект кредитуется банком в белорусских рублях. Все проблемы решены, остался единственный вопрос, отконвертируют нашим клиентам валюту или нет.

Я был готов рассмотреть следующий вариант. Представительство Xerox берет кредит на Западе, у банка, который обслуживает корпорацию, на эти средства закупается товар для белорусских клиентов, проценты по кредиту закладываются в себестоимость поставок. Наши дистрибьюторы в течение года накапливают белорусские рубли, помещают их на депозит в один из белорусских банков, а весной 2011 г., когда перестанет действовать годовая отсрочка на конвертацию валюты, прописанная в постановлении 240/5, Нацбанк их отконвертирует.

Однако для такой схемы нужна гарантия Нацбанка, что конвертация состоится, и состоится по конкретному курсу. А об этом с нами пока никто не говорит, очевидно, потому что не может гарантировать таких условий.

Все оттенки серого

Итак, бизнес фактически выталкивается в «серые» схемы. В первую очередь это касается бытовой техники и IТ-сектора. За последние несколько лет в стране сильно сократилась доля «серого» и «черного» рынка, занимавших 5 лет назад более 60%. На сегодняшний момент практически весь рынок в Беларуси — «белый». Но как только будет закрыта возможность конвертации — будет закрыта и возможность «белых» схем.

«Серые» поставщики уже успели отреагировать. Компания-поставщик мультимедийных проекторов представила мне аналитику: через 5 дней после принятия постановления в интернет-магазинах появились аналоги их продукции на 2–5% дешевле, с российскими документами и даже с гарантией.

Фактически никаких препятствий для сбыта по «серым» схемам сейчас нет. В итоге государство потеряет 20% НДС, пошлины, налог с оборота, социальные выплаты в бюджет. Основными будут две простые и старые как мир «серые» схемы. Бизнесмены будут продавать потребительские товары — компьютеры и бытовую технику — за наличные евро или доллары, которые покупатель сам приобретет в пункте обмена. Далее эти деньги будут вывозиться в Россию, откуда мелкими партиями на личных автомобилях будет доставляться новый товар.

Второй вариант — импортный товар, купленный за валюту, продается за безналичные рубли, которые потом будут перегоняться в наличные российские рубли или доллары. Вот тут-то и расцветут пышным цветом лжепредпринимательские структуры.

Особенно острой (и очень быстро) станет проблема с расходными материалами для оргтехники, запчастями для компьютеров и автомобилей. Если их будет невозможно приобрести у официального дилера — станут покупать у «несунов» за наличку, выводя при этом легальными и не очень способами безналичные средства в наличный оборот.

Мне кажется, КГК должен обратить внимание на эти риски.

— Как вы оцениваете увеличение с 16.03.2011 г. срока резервирования белорусских рублей при покупке валюты на биржевых торгах до 30 календарных дней?

— Те импортеры, которые работают с товарами, не попавшими под действие постановления 240/5, рано обрадовались. Они получили не полный удар, но частичный и отсроченный. Фактически, я оценил бы такой порядок продажи валюты как бесплатный краткосрочный депозит, за который субъекты хозяйствования не будут получать процентов от банков.

Начните с себя…

— Недавно начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов заявил журналистам, что постановление 240/5 направлено на рациональное расходование валюты и касается только инвестиционных проектов, а не торговых компаний…

— Ни в названии постановления № 240/5, ни в его тексте нет четкого указания, что документ касается только инвестиционных проектов. Возможно, что-то изменится после публикации разъяснений. Но пока в прилагаемый перечень вошли потребительские товары, которые возят в республику торговые предприятия.

Да, мы как представители бизнеса понимаем, что в стране не хватает валюты, и эту проблему надо решать. Но если проанализировать рекомендации МВФ, то становится понятно, что подобные документы — лишь второстепенные рычаги, которые в небольшой мере могут стабилизировать положение на валютном рынке.

У деловых кругов есть встречное предложение. В собственности государства находится огромное количество предприятий. РУП, ОАО с долей государства более 50%, правительство, министерства, облисполкомы, органы местного управления — это гигантское количество потребителей той же оргтехники… Собственник вправе дать им указания — прекратить закупать все указанные группы импортных товаров до особого распоряжения. Таким образом государство может начать «сокращение» импорта с себя. Пусть каждое министерство и ведомство получит свою квоту на закупки импортных товаров. Нам как импортерам станет труднее с реализацией, но мы разберемся с этой проблемой, это будет меньшим злом.

Вообще хотелось бы отметить, что постановление 240/5 и то, каким образом оно было принято, напрямую нарушает несколько пунктов Директивы № 4. К примеру, п. 9.4 этого документа предусматривает обязательное общественное обсуждение тех актов законодательства, которые могут серьезно изменить условия предпринимательской деятельности. Ни с БНПА, ни с рабочей группой по составлению плана реализации Директивы № 4 при Минэкономики это постановление не обсуждалось. Неужели нельзя было за круглым столом совместно с деловыми кругами проанализировать проект документа? Это позволило бы избежать негативных последствий и сегодняшнего коллапса.

Беседовала

Дарья КОСТЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях