$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

«Серому» приказано побелеть

30.05.2008

Торговля автомобилями — один из наиболее прибыльных легальных видов бизнеса. А «серые» схемы продаж машин и вовсе приносят сверхдоходы.

Громкое уголовное дело в отношении должностных лиц СООО «Эмир Моторс» и их сподвижников начиналось с проверки, проведенной таможенными органами. Тогда было установлено около 60 фактов незаконного перемещения через таможенную границу Беларуси новых автомобилей марки «Тойота», и сумма неуплаченных таможенных платежей составляла 385 млн. Br.

Дальнейшим расследованием уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 231 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное группой лиц), занимались уже сотрудники управления Департамента финансовых расследований КГК по Минской области и г. Минску. Сотни допросов свидетелей, десятки командировок и проведение различных оперативно-розыскных мероприятий позволили следователям и оперативникам выявить и доказать свыше 300 фактов незаконных перевозок новых «Тойот». Затем таможенными органами Беларуси была проведена дополнительная проверка, по результатам которой предъявлено к уплате таможенных платежей на сумму более 7 млрд. Br.

Неизвестно, кто первый придумал, а потом поделился с коллегами, или одновременно многие автодилеры изобрели одну схему частичного ухода от уплаты таможенных платежей. Но пока существовала разница между ставками пошлины для физических и юридических лиц некоторые автодилеры ввозили новые автомобили «по-серому».

Все было очень просто: опытного водителя отправляли в Прибалтику на склад временного хранения автомашин. Там он получал уже оплаченный потенциальным заказчиком новый автомобиль и абсолютно легально ввозил его в Беларусь, заплатив таможенную пошлину как физическое лицо.

Через несколько дней новая иномарка выставлялась в салоне автодилера и продавалась на комиссионной основе от имени физического лица. При этом цена на автомобиль устанавливалась с учетом таможенной пошлины для физических лиц, что значительно ниже стоимости автомобилей, легально ввезенных юридическим лицом.

В настоящее время лица, причастные к торговле автомобилями «Тойота» по сниженным таможенным ставкам, полностью возместили материальный ущерб — более 7 млрд. Br. На этом основании в соответствии со ст.88 УК и Указом Президента от 12.09.2005 № 426 эти лица могут быть освобождены от уголовной ответственности. Правда, в УК говорится только о содействии следствию и возмещении ущерба, а в Указе гораздо больше требований к претендентам на помилование. Кроме возмещения ущерба, в соответствии с подп. 1.1.2.8 упомянутого Указа требуется передать в собственность государства орудия и средства совершения преступления; вещи, изъятые из оборота; имущество, приобретенное преступным путем, а также предметы, которые непосредственно связаны с преступлением.

Кроме юридических лиц — автодилеров «серые» схемы активно используют и физические лица. Более того, изобретение «перегонщиков» — оформление автомобилей по доверенности на подставных лиц, которым за аренду имени и паспортных данных платили от 20 до 100 USD, активно использовалось автодилерами.

В 2007 г. только по материалам сотрудников столичной финансовой милиции было возбуждено 46 уголовных дел в сфере нарушений торговли автомобилями и запчастями, из них треть — в отношении автоперегонщиков, «забывших» уплатить налоги.

В конце прошлого года вступил в силу Указ Президента от 5.10.2007 № 503, ограничивающий возможности нелегальных торговцев автомобилями. Каждый гражданин раз в год может приобрести за пределами страны один автомобиль для личного пользования. А вот продажа второй и следующих машин, ввезенных одним человеком из-за границы, рассматривается как незаконная предпринимательская деятельность.

В столичном управлении ДФР рассказали, что «теневики» изобретают разные способы защиты. К примеру, таможенники прислали сведения, что гражданин Л. с начала года ввез в Беларусь 8 автомобилей по доверенностям от разных людей. На беседе в финансовой милиции Л. заявил: «Я — фанат автодела. Жить не могу без машины! Знакомые дали мне денег на бензин, и я поехал покупать им авто. Ни копейки не заработал». На резонный вопрос об источниках существования молодой человек, чуть смутившись, ответил, что родители хорошо зарабатывают, а у него даже своей машины нет, катается на отцовской. Затем пообщались с теми, кому он пригонял автомобили. Те в один голос подтвердили: да, Л. пригнал машину. Но совершенно безвозмездно, только бензин оплатили.

Доказать факт обмана в такой ситуации документально невозможно. Однако финансовые милиционеры не унывают: сколько веревочке ни виться, все равно придет в УДФР заявитель на автоперегонщика. Качество пригнанных автомобилей не всегда соответствует цене, но не сразу это ясно. Ведь каждый приличный автоперегонщик имеет своих людей на СТО, которые из видавшего виды автомобиля сделают конфетку в роскошной обертке. Но со временем дефекты проявятся, и тогда несчастный автовладелец сообщит куда следует и сколько дал денег на бензин, и сколько — за труды перегонщика. Впрочем, есть и специальные методы выявления подпольных предпринимателей. А для покупателей в Минске достаточно вполне легальных продавцов: 13 крупных площадок по комиссионной торговле автомобилями, 18 организаций и индивидуальных предпринимателей предлагают услуги по приобретению и доставке машин из-за границы.

Недавно в Минске открылся и первый профессиональный салон по продаже подержанных автомобилей. Так что конкуренция на рынке торговли авто увеличивается, и это должно привести к улучшению качества услуг. Выбор, как всегда, за потребителем.

Оксана ЯНОВСКАЯ