$

2.5002 руб.

2.9340 руб.

Р (100)

3.4289 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Социум

Сергей КАМЕНЕЦКИЙ: "Пенсионная реформа ускорит экономический рост страны"

09.04.2004
Министерство труда и социальной защиты планирует внести на рассмотрение в правительство проект закона о добровольном накопительном пенсионном страховании. Данный документ входит в пакет законопроектов, разработанных в целях перехода на многоуровневую систему социального страхования в Беларуси вместо используемой в настоящее время солидарной системы. Об этом на расширенном заседании комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту сообщила первый заместитель министра труда и соцзащиты Елена КОЛОС.
 
Этот факт "НЭГ" попросила прокомментировать Сергея КАМЕНЕЦКОГО, председателя комиссии Палаты представителей по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов.

Концепцией пенсионной реформы, утвержденной Советом Министров еще в 1997 году, предусматривается введение трехуровневой пенсионной системы. Она должна состоять из трех компонентов: солидарного (первый уровень), обязательного накопительного (второй) и дополнительного, или добровольного накопительного (третий уровень). Непонятно, почему правительство медлит с ее реализацией.

Какие преимущества имеет накопительная система?

Нет и не может быть никаких ограничений максимального размера пенсий -- сколько отложил, столько и получил, а также финансирования льгот, предоставляемых одним слоям общества за счет других; все профессиональные льготы оплачиваются соответствующими профессиональными пенсионными фондами. Поскольку значительную часть средств в такие фонды вносит наниматель, у него появляются серьезнейшие стимулы внедрять новые технологии, чтобы значительно сократить количество работающих во вредных условиях, чем, собственно, и мотивируется назначение досрочных пенсий.

Зависимость размера пенсии от суммы накопленных средств (в свою очередь, обусловленной суммой взносов в пенсионные фонды) лучше других мер стимулирует легализацию доходов, полученных в течение трудовой жизни. Если работник возражает, то наниматель не сможет так легко платить зарплату в конверте, как это практикуется сегодня.

Создание накопительной системы -- это и столь необходимые для страны инвестиционные ресурсы. Думаю, понятно, что речь идет не о "коротких" спекулятивных средствах, вносимых в банки на несколько месяцев, а о "длинных", подлежащих изъятию лишь через десятки лет.

Сразу хочу ответить на принципиальный вопрос об управлении личными пенсионными средствами в обязательной государственной накопительной системе. На мой взгляд, передавать управление этими средствами в частные руки необязательно, а на данном этапе даже невозможно. Следовать за Россией в этом плане нецелесообразно. Гораздо важнее обеспечить выпуск различных государственных ценных бумаг, сориентированных под пенсионные средства (как государственной накопительной части, так и средств дополнительной негосударственной пенсии).

Эксперты опасаются, что наш фондовый рынок не готов поглотить такие средства. Ведь суммы ожидаются немаленькие: при обязательном отчислении в накопительную государственную систему 1% от фонда зарплаты уже в течение первых лет сумма взносов превысит 100 млн. USD, а в течение десяти лет в экономику страны вольются миллиарды долларов. Есть ли отрасли и предприятия, в которые можно инвестировать эти средства без риска их утраты или обесценения из-за инфляции? Ответить на вопрос сложно, особенно если вспомнить деятельность злополучных финансовых компаний-пирамид, которые на корню подорвали доверие народа к системе негосударственного пенсионного страхования.

Однако мы не первые, кто вводит накопительную систему пенсионного обеспечения и решает проблему эффективного инвестирования привлеченных средств и контроля за пенсионными сбережениями граждан. Стабильное предложение денег формирует и спрос на них, ускоряет развитие фондового рынка.

И наконец, хотя это в итоге может оказаться едва ли не самым главным, внедрение пенсионной системы, адекватной рыночной экономике, приучает население к ответственности за свою собственную судьбу и за судьбу своих близких, стимулирует не тратить немедленно все заработанные средства, а откладывать что-то и на старость. Такая система благоприятствует становлению среднего класса -- основного гаранта социальной стабильности.

Работников Минтруда и социальной защиты населения беспокоит еще одна проблема. Ведь параллельно с созданием и пополнением накопительных счетов необходимо выплачивать текущие пенсии сегодняшним пенсионерам, получающим их исключительно по солидарной системе. Часть взносов в ФСЗН, которые сегодня полностью идут на материальное обеспечение стариков, неминуемо будут изъяты на накопление. В течение достаточно продолжительного периода, где-то до 20 лет, необходимо будет обеспечивать выполнение так называемых двойных обязательств. Международный опыт свидетельствует, что для этого используются средства от приватизации предприятий, дополнительные сборы по типу специальных налогов с продажи валюты, недвижимости, предметов роскоши и т.п., а также другие бюджетные источники, сформированные в первую очередь за счет легализации экономики и соответствующего увеличения поступлений в бюджет.

На мой взгляд, в ближайшее время необходимо сделать такие шаги. Во-первых, обеспечить сбалансированность и финансовую устойчивость действующей солидарной системы, поддерживать покупательную способность нынешних пенсионеров регулярной индексацией пенсий в соответствии с ростом цен и средней зарплаты, развивать систему добровольного дополнительного пенсионного страхования. Следует также сразу сформировать третий уровень, основу которого составят негосударственные (профессиональные, корпоративные и прочие) страховые пенсионные фонды.

Во-вторых, надо укрепить систему госрегулирования и контроля за дополнительным пенсионным страхованием, доработать законодательство по инвестированию пенсионных средств и стимулированию предприятий и граждан на осуществление пенсионных сбережений.

Конечно, пенсионная реформа приведет к очередному разочарованию, если не будет роста занятости, изменения политики оплаты труда и налогообложения и т.д. Кардинальное реформирование существующей системы пенсионного обеспечения неминуемо затронет интересы самых разных слоев общества, а также государственные финансы, страховую и банковскую сферы и по масштабам может быть сравнимо разве что с земельной реформой. Следовательно, здесь надо учитывать и политический аспект. Но в итоге появятся возможности для столь необходимого перехода от краткосрочных к долгосрочным моделям накопления, инвестиций и экономического роста.

***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное