$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СЕРЬЕЗНОМУ БИЗНЕСУ ЭКСПЕРТИЗА НЕ ПОМЕХА©

18.09.2015

В бизнес-сообществе продолжается обсуждение постановления Совмина от 6.08.2015 № 666, предусматривающего осуществление государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения. На вопросы «ЭГ», связанные с оценкой этого документа, ответил Александр ШАЛАЙКА, генеральный менеджер компании Office Solutions, уже 10 лет занимающейся созданием комплексных решений по обустройству офисов.

— Проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы было предусмотрено Законом от 7.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а перечень подлежащей ей продукции из 19 позиций утвержден полгода спустя постановлением Совмина от 11.07.2012 № 635. Почему вдруг, спустя три года, появился такой документ, как постановление № 666?

— Сложно предположить, почему именно сейчас появилось новое постановление с дополнительными требованиями для импортеров. Но многолетний опыт работы с требовательными клиентами (а для реализации офисных решений мы используем импортную мебель лучших европейских производителей) приучил нас использовать продукцию, которая будет точно соответствовать стандартам, обязательным в Беларуси.

— Улучшит ли санитарная экспертиза защиту потребителей, учитывая, что на многие товары уже есть достаточно жесткие требования, например, техрегламент Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»?

— Вся продукция, которую мы импортируем, уже сертифицирована на соответствие этому техрегламенту. Возможно, некоторые его требования к продукции будут дублироваться с постановлением № 666. Мы надеемся, что со временем для подтверждения качества продукции нужно будет делать только один набор испытаний, а не несколько. Но фактически для потребителя техрегламент уже обеспечивает достаточную защиту.

— Вы прикидывали, какие издержки понесете в связи с принятием постановления № 666?

— На сегодняшний день точно рассчитать наши расходы, связанные с принятием этого документа, невозможно. Но для нас основная потенциальная проблема — это не стоимость административной процедуры, а сроки ее проведения. Если они будут значительными, а выполнять ее придется для каждой партии мебели, то возможно существенное увеличение сроков поставки, что не всегда приемлемо для наших клиентов.

— Повлияют ли дополнительные затраты на цены для конечного потребителя?

— В одну поставку из-за рубежа, как правило, включается мебель для нескольких проектов. Поэтому распределенные на них расходы практически не повлияют на цену продукции для наших клиентов.

— Можно ли сейчас вообще повышать цены на потребительские товары?

— Мы привыкли работать в любых условиях — как в периоды позитивных, так и сложных тенденций на рынке. В этом году с учетом кризиса большинство наших клиентов оптимизируют использование площадей, и наша компания им в этом помогает. Главное для нас — разработать решение, которое подходит для бюджета нашего клиента, а не повышать цены.

— Что будет, если какой-либо товар не пройдет экспертизу?

— Для нас такая ситуация исключена. Мы работаем с европейскими производителями мебели высокого уровня, продукция которых соответствует стандартам Евросоюза.

Большинство наших поставщиков — это производители офисной мебели, которые давно работают на глобальных рынках (например, компании Стилкейс в прошлом году исполнилось 100 лет). Соответственно, они готовы предоставить все необходимые образцы и информацию для прохождения санитарно-гигиенической экспертизы. И мы уверены в положительном результате любых испытаний.

— Как вы считаете, смогут ли импортеры других товаров работать в новых условиях? Или кому-то придется приостанавливать свою деятельность в надежде, что ситуация изменится, а то и сворачивать ее?

— Если процедура санитарной экспертизы будет четкой и прозрачной, а ее проведение займет не больше недели (в оптимальном варианте — 1–2 дня), то для добросовестных поставщиков импортной продукции принятие постановления № 666 не создаст серьезных препятствий в работе.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА
 

Тем временем

Выступая перед журналистами, начальник отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики Минздрава Юрий Федоров заверил, что никакого удорожания стоимости товаров в связи с введением государственной санитарно-гигиенической экспертизы не будет. В то же время он заявил, что во многих странах на подобные испытания тратится до 10% стоимости товаров. У нас же стоимость аналогичных услуг в разы меньше (см. «ЭГ» № 69 за 15.09.2015).

Говоря о сроках проведения экспертизы, Ю.Федоров пояснил, что они будут зависеть от испытуемого товара. Напомним, что согласно постановлению № 666 срок проведения данной административной процедуры не должен превышать 15 дней.

Чего точно не будет, так это обязанности импортеров представлять в лабораторию для проведения повторной санитарно-гигиенической экспертизы не менее 30% от ввезенной ими партии товаров. «У нас есть стандарты, ГОСТы, по которым мы можем выбирать образец и не подвергать испытаниям такой объем ввозимой продукции, ведь это может привести к абсурдным ситуациям. Поэтому будет отбираться только то количество, которое необходимо, чтобы мы оценили партию, ее однородность, провели идентификацию», — успокоил присутствующих чиновник.

Отметим, что в соответствии с разъяснением Минздрава, размещенным на его сайте, допускается проведение лабораторных исследований и испытаний по типовому представителю (базовой модели) однотипной (аналогичной) группы продукции одного изготовителя и распространение результатов экспертизы на всю группу. Количество типовых образцов для различных видов продукции определяется на стадии отбора с учетом перечня продукции, заявленной для проведения исследований.