$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

СЕМЕЙНЫЙ КАПИТАЛ: ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ©

09.11.2012

По предварительным расчетам, в 2016 г. в систему мер по поддержке семей с детьми будет внедрена новая форма материального поощрения рождаемости — семейный капитал. Параметры такой государственной помощи и необходимость ее введения обсуждали на экспертно-медийном семинаре представители Минтруда и соцзащиты, разрабатывающие новый механизм, и их коллеги из России, применяющие аналогичную систему уже 5 лет.

Пока мнения специалистов насчет необходимости формирования семейного капитала настолько противоречивы, что не понятно, будет ли такая система применяться у нас. На сегодняшний день завершен первый этап подготовки проекта, обобщающий зарубежный опыт, в частности, российский. Напомним, что правительство РФ предоставило семьям право на получение материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей с 1.01.2007 г.

Средства такой материальной помощи не облагаются налогом, индексируются с учетом темпов роста инфляции и могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение образования детьми и накопительную часть трудовой пенсии матери. За весь период в России было выдано более 3 млн. государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. В 2012 г. размер единовременной материальной поддержки достиг 387,6 тыс. RUB (104,7 млн. Br, или 12,3 тыс. USD).

К 1.10.2012 г. средствами материнского (семейного) капитала воспользовались 1441,8 тыс. российских семей. При этом на улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных средств) перевели деньги 417,9 тыс. семей, на погашение кредита (займа) — 981,4 тыс. семей. Образовательные услуги оплатили 41,3 тыс. человек, а на формирование накопительной части трудовой пенсии матери подано всего 1177 заявлений.

Поэтому сомнения первого заместителя министра труда и социальной защиты Петра Грушника насчет эффективности новой меры экономической поддержки семей связаны в основном с тем, что из трех возможных направлений использования средств материнского (семейного) капитала самым востребованным стало улучшение жилищных условий (97%). На образование детей распорядители тратят 2,6% фонда, а в накопительную часть пенсии деньги почти не отчисляют. С большой долей вероятности наши распорядители тоже станут направлять средства в строительство жилья, полагает П.Грушник. Но у нас уже есть механизм улучшения жилищных условий семей с детьми при участии государства, отметил он, имея в виду Указ Президента от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений». В соответствии с ним многодетные семьи (по нашему законодательству — с тремя несовершеннолетними детьми) имеют внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья (на 40 лет под 1% годовых). Кроме того, в 2009 г. право пользования государственной финансовой помощью в погашении задолженности по льготным кредитам было предоставлено и молодым семьям при рождении (усыновлении) ими первого и второго ребенка, подчеркнул он.

Своеобразным противовесом доводам замминистра оказались результаты научного исследования возможности введения семейного капитала, представленные соискателем Белорусского государственного экономического университета Валентиной Пинязик. По мнению коллектива ученых, к которому присоединились и специалисты НИИ труда Минтруда и соцзащиты, заинтересовать получением семейного капитала можно семьи с одним ребенком. Ведь сейчас почти каждая четвертая многодетная семья имеет возможность улучшить свои жилищные условия, а семья с одним ребенком — только одна из 20.

По предложенному определению семейный капитал — это меры экономической поддержки, предоставляемые семьям при рождении или усыновлении второго и последующих детей за счет средств государственного бюджета на условиях безвозмездности в форме безналичных средств в интересах расширения финансовых возможностей семей для полноценного гармоничного воспитания молодежи. Иными словами, это система взаимоотношений между государством и семьями с детьми по поводу перераспределения средств государственного бюджета. Одна особенность — направлена она одновременно на «выравнивание» материального положения семей с детьми и на улучшение демографической ситуации.

Просчитано, что семейный капитал поможет значительно смягчить прогнозируемое вплоть до 2030 г. устойчивое снижение численности населения, переломить установку на малодетность, повысить уровень жизни семей с детьми. Основными адресатами станут женщины, рожденные в 80-е годы и имеющие 1 ребенка. Иначе этот резерв не удастся задействовать в демографической программе, полагают ученые. Следующее поколение матерей, рожденных в 90-х годах, будет малочисленно и настроено на единственного наследника. Поэтому семейный капитал выгоднее применять в самый сложный демографический период — с 2016 по 2025 годы.

Возможность получения семейного капитала будет предоставлена семьям после рождения (усыновления) второго или следующего за ним ребенка при условии, что родители имеют белорусское гражданство. Такая помощь будет единовременной. Направить ее разрешат на улучшение жилищных условий, обучение или оздоровление. При этом распорядиться средствами можно будет в интересах любого ребенка, а не только новорожденного, к примеру, оплатить обучение или лечение его старших братьев и сестер.

Из перечня адресатов исключат претендентов, совершивших преступление против ребенка, его личной свободы, чести и достоинства. Пасынки и падчерицы, а также усыновленные дети для целей материальной помощи будут признаваться первыми детьми в молодой семье.

Размер материальной помощи скорее всего будет сформирован из расчета стоимости высшего образования для двоих детей или исходя из стоимости 20 м2 жилья, строящегося с государственной поддержкой (сейчас — 3,1–3,2 млн. Br за 1 м2).

Пока срок действия новой меры предположительно ограничен 10 годами, но специалисты не исключают, что при существенной эффективности период предоставления права на семейный капитал может быть продлен еще на 5 лет, т.е. до 2030 г.

Кстати, в России суммарный коэффициент рождаемости в 2011 г. составил 1,606 (2005 г. — 1,287). Это самое высокое значение показателя за последние 20 лет. По оценке российских экспертов, достигнутый уровень рождаемости на 90% обусловлен мерами демографической политики, реализуемыми с 2007 г. Доля вторых и последующих рождений в 2011 г. составила 49,5% (2006 г. — 33%).

У нас положительные изменения в динамике рождаемости наметились еще в 2004 г. В 2011 г. суммарный коэффициент рождаемости составил 1,51 (2005 г. — 1,21). С 2005 по 2011 гг. число рождений первенцев возросло на 5,7%, вторых детей — на 42%, а третьих и следующих — на 42,2%. В результате удельный вес вторых и последующих детей в общей численности новорожденных увеличился с 41,7% в 2005 г. до 49,1% в 2011 г.

Вместе с тем начиная с 2013 г. и вплоть до 2015 г. в стране будет интенсивно снижаться количество женщин репродуктивного возраста, прокомментировала ситуацию заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты Марина Артеменко. Одновременно завершится Национальная программа демографической безопасности на 2011–2015 гг. Увязка мер материальной поддержки семей с очередностью рождения детей будет иметь особое значение, поскольку создаст основу для обеспечения в будущем воспроизводства населения. Исходя из российского опыта материнский (семейный) капитал помогает поддерживать параметры рождаемости, согласна М.Артеменко, но введение его во многом будет зависеть от возможностей бюджета.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ