Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Интеграция
01.07.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ... И ОТЛОЖИ

Напомним, что для практического введения российского рубля в качестве платежного средства в нашей стране правительства и центральные банки Беларуси и России с июня прошлого года реализуют План совместных действий по введению единой денежной еденицы, в котором более 60 мероприятий в области макроэкономической, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической, структурной, денежно-кредитной и валютной политики...

Напомним, что для практического введения российского рубля в качестве платежного средства в нашей стране правительства и центральные банки Беларуси и России с июня прошлого года реализуют План совместных действий по введению единой денежной еденицы, в котором более 60 мероприятий в области макроэкономической, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической, структурной, денежно-кредитной и валютной политики. На осуществление комплекса процедур, связанных с введением и использованием российского рубля, потребуется около полутора лет, а последствия их проведения требуют включения недешевой системы компенсационных механизмов. При этом финансовая поддержка со стороны России последует только в случае выполнения нашей страной ряда обязательств: в частности - по трансформации действующей системы налогообложения (в сторону максимального приближения к российской); ускорению рыночных реформ в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальной сфере и в целом в реальном секторе экономики.

В первую очередь в правительстве подсчитали, во что обойдется выравнивание налоговой нагрузки до российского уровня. Поводы для беспокойства возникли сразу - представленные Мин-экономики расчеты предсказывают недополучение государственным бюджетом нашей страны доходов на сумму около 4000 млрд. руб. (2,0 млрд. USD в условиях 2003г.), или 12% от ВВП. При этом снижение налоговой нагрузки на 2-3% в год (величину определили исходя из опыта интеграции стран ЕС) будет стимулировать расширение налогооблагаемой базы (рост ВВП) в среднем на 0,44-0,66% в год. А снижению налоговой нагрузки на 1% в год будет соответствовать сокращение бюджетных доходов на 1,56%. Принимая ожидаемый размер ВВП в 2003г. равным примерно 33 трлн. руб. получаем сокращение доходов государственного бюджета в сумме около 515 млрд. руб., или 260 млн. USD.

Учитывая, что сегодня общий уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси по официальным данным примерно на 12 процентных пунктов выше, чем в России, то процесс ее выравнивания с темпом 2% в год займет около 6 лет. Любопытно, что с учетом недавно принятых нашими соседями решений устранить налоговый крен вряд ли удастся - в самой РФ снижение налогов продолжается достаточно активно.

Белорусский Минфин все же пока не готов существенно изменить структуру взимаемых платежей. По его расчетам отмена только оборотных налогов, которых нет в России, приведет к сокращению доходной части белорусского бюджета на 1063 млн. USD, или на 6,4% от ВВП республики. Главное финансовое ведомство не желает рисковать, принимая во внимание предполагаемое прекращение кредитования Нацбанком с 2004г. дефицита республиканского бюджета. Впрочем, призывы экспертов не игнорировать меры по реальному сближению налоговых нагрузок обеих стран, поскольку это поставит хозяйствующих субъектов Беларуси в весьма невыгодные условия, приведет к снижению конкурентоспособности их продукции, создаст предпосылки для перетока белорусского капитала в Россию, все же были услышаны. Правительство обратилось к российской стороне с дополнительными предложениями о компенсации нежелательных для белорусской стороны последствий - посредством беспроцентного кредита на покрытие дефицита белорусского бюджета по 260 млн. USD ежегодно, начиная с будущего года, в течение 5 лет. Возврат кредита предполагается осуществлять с 2010г. равными долями.

Однако вряд ли оговоренной суммы хватит для компенсации роста безработицы вследствие проведения структурных реформ, ужесточения бюджетной политики и предоставления нанимателям права самостоятельно определять оптимальную численность работников, если, конечно, такие действия будут предприняты. По оценке Минтруда и соцзащиты, если нанимателям будет предоставлено это право, то в результате может быть высвобождено примерно 200 тыс. человек, при их регистрации в органах государственной службы занятости уровень безработицы составит 8%. Рост безработицы неизбежно отразится на состоянии государственных финансов в связи с потерей части доходов и ростом расходов. При этом возникновение дефицита бюджета государственного фонда содействия занятости и необходимости его покрытия за счет республиканского бюджета по данным Минфина, составит 38 млрд. руб. (19 млн. USD) в год. Наряду с этим уменьшение отчислений страховых взносов в Фонд социальной защиты населения приведет к возникновению дефицита бюджета фонда (по данным Минтруда и соцзащиты) в размере 212,8 млрд. руб. в год, или 106 млн. USD. Решение этой проблемы - в развитии малого бизнеса, напоминают эксперты. Чиновники, со своей стороны, намерены создать стабилизационный фонд для финансирования санации, реструктуризации убыточных предприятий и социальной поддержки безработных.

Ожидаемые позитивные последствия от реализации в полном объеме Плана совместных действий  должны привести к снижению темпов инфляции до уровня 10-13% и девальвации обменного курса до уровня менее 4-7% за 2004г. При этом выигрыш субъектов хозяйствования от уменьшения темпов обесценения денег составит 0,5% от ВВП, прогнозируют в Минэкономики. Положительное влияние от реформирования экономики должно проявиться в финансовом секторе - повысится приток иностранного капитала в банковскую систему, усилится конкуренция между кредитными организациями, произойдет рост качества и расширение спектра банковских услуг, удешевление ресурсов банков.

Взвесив последствия введения российского рубля, белорусское правительство рассчитывает на обеспечение макроэкономической и финансовой стабилизации за счет снижения темпов инфляции и девальвации обменного курса; дальнейшее снижение процентных ставок; снижение издержек от конвертации (4,5-7,5 млн. USD); снижение валютных рисков; ускорение расчетов между резидентами Беларуси и России; дальнейшее улучшение условий хозяйствования в целом и формирование предпосылок для повышения конкуренции и снижения издержек. Конечно, введение российского рубля в качестве единственного платежного средства ограничит возможности использования валютного курса и валютного регулирования для решения социально-экономических проблем республики, поэтому соответствующие компенсационные механизмы еще предстоит выработать.

В среднесрочной перспективе переход на использование в качестве платежного средства российского рубля принесет рост реального ВВП, увеличение доходной части бюджета (вследствие расширения налогооблагаемой базы) и повышение на этой основе возможности решения социальных задач, увеличения реальных денежных доходов населения, полагают эксперты. Если, конечно, белорусское правительство не устрашится проблем, которые сулит уже ближайший год. Пока решено в проект государственного бюджета на 2004г. включить комплекс мер по сокращению бюджетных расходов и непроизводительных потерь в условиях снижения налоговой нагрузки.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений