$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СЕЛО ЛЮБИТ ИМПОРТ

06.06.2008

Аграрии по-прежнему отдают предпочтение импортной сельскохозяйственной технике. Отечественную же приобретают, как правило, потому, что на «иномарки» не хватает денег, а белорусские машины дотируются государством. Однако доступность отечественной техники не добавляет уважения и внимания к ней, и это порождает новую проблему — бесхозяйственное отношение…

«Если бы денег было побольше, то технику покупали бы пока не нашу», — выразил мнение аграриев Иван Шаколо (министр сельского хозяйства и продовольствия в 1997-1999 гг.), выступая на недавнем тематическом «круглом столе» в Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА). По его оценке, промышленники сделали большой рывок в сравнении с тем, что было 10-15 лет назад, однако не все запросы сельхозорганизаций удовлетворены.

Отметим, мнение экс-министра хоть не является оптимистичным, но и не содержит уничтожающей критики, чего нельзя сказать об иных… Так, комментируя корреспонденту газеты работу одного из новых образцов отечественного кормоуборочного комбайна, ответственный чиновник Гомельского облисполкома отметил: ни на одной из 16 машин, поступивших в организации области в прошлом году, ни дня не отработали без поломки (см. «ЭГ» № 1 за 2008 г.). И такие высказывания не единичны.

Многочисленные нарекания аграриев стали причиной появления Указа от 27.03.2008 № 186 «О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров». Нормативный акт, в частности, установил минимальный срок гарантийного обслуживания — 2 года, чем озадачил некоторых производителей. Проблема в том, что поставщики комплектующих, как правило, устанавливают на свою продукцию годовую гарантию. Крупные предприятия-сборщики, такие как МТЗ, Гомсельмаш, Амкодор вынуждены покрывать «добавленную» гарантию за собственный счет, формировать повышенные резервы запчастей, оплачивать стоимость вышедшей из строя комплектации, т. е. нести дополнительные издержки. Однако не это самое страшное для промышленных предприятий.

Мало знать, где педаль газа

Причиной поломок зачастую становится элементарное неумение ею пользоваться. Что такое неподготовленные сельчане за рулем, смогли в полной мере прочувствовать на Амкодоре, где наладили производство погрузчиков для села. «Голод на кадры огромный. На наши машины сажали кого попало, любого тракториста. Естественно, в первые месяцы пошел вал рекламаций, и на 80% это было связано с неумелой эксплуатацией машин», — сообщил, выступая в БНПА, заместитель главного конструктора предприятия Вячеслав Семашко.

Амкодор смог разрешить ситуацию, организовав в областях школы подготовки водителей погрузчиков. Но это лишь частный случай. Проблема квалифицированных кадров остра для всего агропромышленного комплекса. Каждый год село получает новые образцы отечественной техники, но учатся на ней ездить, как правило, уже в поле.

В училищах, которые готовят механизаторов, практически нет новых машин. Не лучшая ситуация и в вузах, чьи выпускники приходят на предприятия и уже там добирают знания. Учебные заведения отстают от производителей лет на 20, рассказывая студентам о двигателях, гидравлике, ходовой части, которые уже сняты с производства. Промышленники не против помочь, но… Предприятие, даже если захочет, не может просто так передать вузу или профтехучилищу какой-то современный образец. Спонсорская помощь не освобождает от необходимости уплачивать налоги и вести бухгалтерию, даже если агрегат признан бракованным, посетовали выступающие. И это вызывает массу сложностей.

Ценят только дорогое

Отношение сельчан к отечественной и импортной сельхозтехнике — небо и земля. Машины белорусского производства зачастую даже не моют. Фиксируются многочисленные случаи нарушения норм эксплуатации: используют неподходящие масла, не производят своевременную замену фильтров и прочее. Одновременно на колхозных дворах рядом с чумазыми «Белорусами» и «Амкодорами» можно увидеть ухоженные до блеска «Джон Диры» и «Кейсы». И тому целый ряд причин.

По словам В.Семашко, нерадивых пользователей пытались припугнуть тем, что снимут технику с гарантийного обслуживания. «Не снимете, — отвечают те. — Мы Батьке позвоним — он вас на место поставит». Повышенное внимание со стороны государства, протекционизм расслабляют аграриев, а доступность отечественной техники благодаря субсидиям, ее дешевизна в сравнении с импортными аналогами порой и вовсе вызывают пренебрежительное обращение с ней. То ли дело «иномарки» — там замена коленчатого вала может стоить дороже всего двигателя, да и дилеры начеку, чуть что — действительно лишат гарантии. И тут уже жаловаться кому-то сложнее. Вот и берегут технику: вовремя меняют масла, фильтры, и тряпочками протирают…

Палка о двух концах

То, что качество отечественных машин хромает, признают и сами производители. Этому косвенно способствуют требования по импортозамещению комплектующих. Машиностроительные предприятия вынуждены работать с отечественными поставщиками, а это, как правило, небольшие заводы в регионах, и у них нет достаточной технической базы. К примеру, ни одно белорусское предприятие, за исключением МТЗ и МАЗа, не в состоянии производить качественное чугунное и стальное литье, прозвучало на «круглом столе».

Даже использование мелких компонентов сулит серьезные издержки, в случае если они окажутся некачественными. К примеру, раньше обращения аграриев по поводу вышедшего из строя датчика могли даже не рассматриваться. Теперь в хозяйство выезжает сервисная бригада. Стоимость датчика 2,5 тыс. Br, расходы на отправку бригады — полмиллиона. «В ближайшее время мы будем вынуждены задействовать в своих конструкциях больше импортных и надежных изделий. Потребителя не интересует, кто произвел деталь или узел. Все спрашивают с конечного производителя», — констатировал В.Семашко.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Госконтроль информирует

Как сообщили в Комитете государственного контроля, Министерство промышленности недостаточно осуществляет оптимизацию импортных закупок и не оказывает должного внимания созданию импортозамещающих производств. Так, из-за отсутствия финансирования из Государственной программы импортозамещения на 2007 г. исключен проект по реконструкции линии горячего оцинкования на барановичском ОАО «Агропромстроймаш».

На многих крупных предприятиях Минпрома велика доля импортной составляющей при производстве продукции и крайне низки темпы ее снижения. В частности, РУП «Гомсельмаш» систематически не выполняет показатель по ограничению темпов роста импорта. На 1.01.2008 г. из 3770 позиций покупных комплектующих, используемых предприятием для производства сельхозтехники, 1893 — импортного производства. За 2000-2007 гг. предприятие произвело замену на отечественные компоненты только по 61 позиции. Проверка завода показала, что существует потребность в создании современных импортозамещающих производств металлорукавов, гидроцилиндров, радиаторов, колесных дисков, резиновых уплотнений и прочей комплектации.

Неудовлетворительно решается вопрос расширения номенклатуры и роста объемов выпуска подшипников на ОАО «Минский подшипниковый завод». Там с 2000 г. производственные объемы сократились в 2 раза. В 2007 г. в республику импортировано 22,7 млн. подшипников на сумму 88,17 млн. USD.

Не координирует импортные закупки сельхозтехники с целью их минимизации и Министерство сельского хозяйства и продовольствия. В 2007 г. в республику завезли сельхозмашин и оборудования на сумму 365,3 млн. USD. Поставлялась техника и оборудование, аналогичные продукции отечественных предприятий.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях