Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЕЛО И ТОРГОВЛЯ: новый полуфабрикат отечественного "благосостояния"

Скоро, видимо, придется ездить в Бразилию -- не из-за интереса к обезьянам, а за мясом...
Скоро, видимо, придется ездить в Бразилию -- не из-за интереса к обезьянам, а за мясом. И не потому, что своего не хватает: его достаточно для того, чтобы разорить или покупателя, или тех, кто им торгует. Аргентина и Бразилия стали нашими конкурентами в заочном споре о ценах на этот жизненно необходимый продукт. Если Россия покупает по 1 USD за килограмм "латинское" мясо, то для нас такие цены губительны. Изготовленные из импортного сырья и привезенные из России колбаса, копчености и иные продукты питания делают ненужным отечественное производство. Аграрный рынок превращается в поле столкновения экономических интересов.

Новая "экономическая головоломка" заключается в том, что, пытаясь удержать розничные цены на разумно допустимом уровне, проще говоря, не повышая значительно розничные цены, наше правительство решило перенести потери от подобной ценовой политики на торговлю. Для этого достаточно было снизить в директивном порядке торговые наценки. Это и произошло в феврале. Делалось все "очень просто": в 1999г. был принят Указ Президента о некоторых мерах по стабилизации цен и тарифов и на четвертый год его реализации "в целях сдерживания цен на мясную и молочную продукцию" снизили торговые надбавки с 8% до 6% на мясо, а на молоко с 7,5% до 5%.

Всего-то и дел: на пару процентов снизить надбавки во имя интересов потребителей, наших сограждан! Действительно шок -- это когда то же Министерство экономики в 5 раз повышает некоторые коммунальные тарифы. Этот шаг замечают, хотя тарифы не очень большие, а повысить их надо было лет десять тому назад. Странность заключается в том, что таким образом власть пытается директивно создать рынок. Сколько лет и споров потратили мы когда-то на проблемы ценового регулирования, искали гениальную ценовую политику, которая будет более совершенна, нежели сам рынок. Не получилось. Это стало понятно всем, кроме нас.

Инерция подобных экономических парадоксов ведет к созданию новых противоречий. Это характерно для действий правительств стран с переходной экономикой. Наш пример просто классический. "Урезаем" цены во имя борьбы с инфляцией и создаем угрозу банкротства большому количеству предприятий, значительная часть которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Продовольственная торговля оказалась "крайней" и теперь медленно, но уверенно идет к системной убыточности. В цифрах это можно представить таким образом. Крупный холодильник или торговое объединение районного уровня будут нести убытки на уровне 100 млн.руб. ежемесячно. Как экономические субъекты они автоматически со временем превращаются в банкротов. При этом следует принять во внимание, что к январю 2003г. убыточные предприятия в торговле от общего числа составили 29,6%. Странно, как они вообще существуют, если каждый третий магазин торгует себе в убыток. Может, Минэкономики решило распространить этот новый вид "бизнеса" (торговля во имя торговли) на всю отрасль?

Наши странные манипуляции на ценовом поле весьма характерны. Они отражают неполноценность самой экономической политики. Когда возникает стратегическая проблема, мы пытаемся принимать решения по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись". Потеря ценовой конкурентности на внешних и региональных рынках трансформируется в альтернативу: либо закрывать внутренний рынок для российской продукции, либо браться за "хирургическую операцию" по реструктуризации ряда отраслей и подсекторов белорусской экономики. Боязливая политика ведет к тому, что не происходит ни первое, ни второе. Мы топчемся на месте, пытаемся спасти самих себя посредством постепенного "прихлопывания" собственных предприятий. Пытаемся сохранить розничные цены на мясо, но делаем это "на костях" торговли. Такой вот придумали собственный экономический полуфабрикат.

Мясо, поставляемое отечественным аграрным сектором, уже сейчас становится невыгодным товаром для оптовой и розничной торговли. Пытаясь как-то удержаться на нынешнем уровне благосостояния, правительство жертвует торговлей в пользу потребителя. Спрашивается, а что будет дальше? Чем жертвовать еще?

Ответ на эти вопросы прост. Время "некоторых мер" "в целях сдерживания цен" уже закончилось в экономическом и социальном смысле. Пример показывает Национальный банк Беларуси. Благодаря его действиям есть шанс рационально бороться с инфляцией. Четкая денежная политика, к которой шли несколько лет, принесла результаты. Мы стали более мудрыми в борьбе с генетическими факторами инфляции. Остается "инфляция издержек", решение проблемы которой имеет рыночный алгоритм. Пора ставить точку в предписаниях министерств, какие цены надо устанавливать. Просто отказаться от этих "полномочий", выданных в 1999 г.

И последнее. Нашей бедой может стать то, что нынешние "полномочия" выдает российский рынок, равно как и региональный. Если украинское молоко и российская мука вдвое дешевле наших аналогичных продуктов, то это и есть "генеральные полномочия" потребителям. Надо думать о них, а не о том, чтобы сотворить еще нечто временное. Иначе "прихлопнем" сами себя под аплодисменты конкурентов из соседних стран.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений