$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

СЕКРЕТЫ НАШЕГО ГОСТЕПРИИМСТВА©

02.03.2012

В стремлении сохранить прибыльность, отечественные туристические компании вынуждены бороться за каждого клиента, предлагать новые продукты, повышать компетенцию персонала, изощряться в схемах расчетов с зарубежными контрагентами. О полученном опыте, планах на этот год в интервью «ЭГ» рассказывает генеральный директор иностраннного частного унитарного предприятия «Solvex» Оксана БИЧУН.

 

— Как пережила ваша компания прошлый год?

 

— Относительно благополучно. Летний сезон отработали благодаря тем нашим клиентам, которые успели до середины апреля выкупить туры на условиях раннего бронирования. Кроме того, мы в начале года располагали собственными валютными средствами для оплаты своих гарантированных мест в отелях, что облегчило исполнение обязательств перед иностранными партнерами. А вот в разгар лета удовлетворить спрос граждан, желавших купить туры за белорусские рубли, было невозможно: на бирже не было валюты, соответственно, стало невозможным рассчитаться с поставщиками услуг.

 

Зато в прошлом году мы открыли новое «антикризисное» направление — Иорданию. Интересное географическое положение этой страны (между Красным и Мертвым морями) делает ее популярной для наших туристов не только летом, но и весной, и осенью.

 

С учетом всех факторов, удалось увеличить выручку от выездного туризма в 2011 г. на 1%. Мы находили возможность предоставлять постоянным клиентам рассрочку, искали более экономичные, но интересные туры, а главное — сохранили качество обслуживания. Для сравнения: выручка от внутреннего туризма упала на 2%, хотя все предыдущие годы наблюдался прирост 10–15%.

 

— Какие направления сейчас более привлекательны?

 

— Мы рады постоянству и доверию наших клиентов. Конечно, на лето остаются популярными Болгария, Греция, Черногория, Турция. Однако последняя в этом году стала неоправданно дорогим продуктом, соответственно, массовость тут снизится. Возросло раннее бронирование клиентами отелей в Болгарии. У нас в офисе действует он-лайн бронирование, отлажен контроль перепродаж. Стоимость тура при оплате на популярные отели до 31 марта на 25–30% ниже, чем при обычном бронировании. Это дает клиентам существенную экономию.

 

— Насколько выгодно, на ваш взгляд, заниматься в Беларуси въездным туризмом?

 

— В 2011 г. въездной туризм (отдых и лечение, санаторно-курортное оздоровление, посещение родственников и достопримечательностей) дал нам 53% выручки. Чтобы оценить его выгоды обратимся к цифрам. С учетом предполагаемых изменений с 1.04.2012 г. аренда среднего офиса в г. Минске площадью 50 м2 будет обходиться туроператору практически около 8 млн. Br, а с учетом эксплуатационных и коммунальных расходов — 12,5 млн. в месяц. Чтобы все затраты, включая зарплату, рекламу, услуги связи, аренду и т.д., окупились, необходимо продавать в месяц 190 выездных туров, или принять 667 туристов из-за рубежа, или провести экскурсий примерно на 5,3 тыс. человек.

 

Въездной туризм может быть очень перспективным, если создать условия для белорусских туроператоров. К сожалению, в настоящее время им не уделяется должное внимание. Пока все туркомпании борются за экспорт услуг и зарабатывание валюты, предпочтения отдаются сотрудничеству с зарубежными туроператорами. У них-то и остается основная выручка от туров в Беларусь. Между тем именно наши туроператоры создают турпродукты с использованием культурного и исторического наследия страны, который должен быть конкурентоспособным, отвечать спросу. В его продвижение туроператор вкладывает собственные средства, организует рекламные туры, создает агентскую сеть, изготавливает каталоги, выступает принимающей стороной и несет ответственность.

 

При этом до сих пор не решены условия сотрудничества белорусских туроператоров и поставщиков услуг: особые условия ценообразования при 100-процентной загрузке и финансовых гарантиях, различные условия в «низкий» и «высокий» сезоны, размер и порядок выплаты туроператору комиссионного вознаграждения с объектов размещения. Сегодня оно составляет в республике до 1%, тогда как в международной практике скидка для туроператора может достигать 20%, а при раннем бронировании, предоплате и 100% загрузке — все 50%.

 

— Довольны ли местной инфраструктурой иностранные туристы?

 

— Как говорят в народе, хочешь погубить дело — почивай на лаврах. Те места, где все хорошо, мы и так все знаем — туда не попасть ни летом, ни зимой. Те предприятия, которые следуют своим стандартам, вкладывают средства в развитие, обучение персонала, повышение качества услуг, лидируют на рынке. Прошлогодние отзывы позволяют выделить очень острую проблему качества. Зарубежные туристы отмечают, что часто на наших объектах размещения, экскурсионного показа не понимают, что главный — это клиент. Именно он обеспечивает зарплату персоналу, который зачастую не умеет общаться, не знает иностранных языков, не хочет решать проблемы и удовлетворять запросы клиентов. Очевидно, что у персонала нет мотивации, понимания основ гостеприимства. Часто не выполняются, а то и отсутствуют стандарты обслуживания, не удовлетворяет современным требованиям номерной фонд.

 

Поэтому в нашей стране необходимо формировать качественно новый уровень подготовки кадров индустрии гостеприимства. Необходима обязательная сертификация гостиниц: сегодня, например, из 328 только 34 имеют сертификат звездности.

 

Нарастание потока туристов в Беларусь требует обеспечения популярных объектов размещения пунктами обмена валюты, банкоматами, пунктами продажи национальной сувенирной продукции с расширением ее ассортимента. Очень важны дополнительные услуги. Следует улучшить подъездные пути к объектам размещения и экскурсионного показа, решить вопрос с обустроенными автостоянками. Актуально, чтобы объекты экскурсионного показа работали в праздничные дни.

 

В прошлом году обострилась проблема транспортных услуг. К сожалению, МАЗ не может удовлетворить потребности отрасли в автобусах туристического класса. Поэтому для такой техники необходимо рассмотреть возможность хотя бы временной отмены ввозных таможенных пошлин.

 

— Снизилась ли сейчас конкуренция на отечественном рынке туруслуг?

 

— Сейчас достаточно просто зарегистрировать туристское предприятие: лицензия не нужна, сертификация — добровольная. Наши потребители уже на этом «обожглись» и стали осторожнее, требовательнее к качеству услуг. Ведь клиента можно обмануть только один раз. Так что, открыв фирму, нужно создать конкурентоспособный турпродукт, продвинуть его, реализовать, обеспечить зарплату сотрудникам, содержать офис. Поэтому сегодня выживает сильнейший — тот, кто завоевал и удержал доверие клиентов. При этом количество основных игроков на туристическом рынке не уменьшилось, и конкуренция между ними по-прежнему высока.

 

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА