$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Секреты чайного портфеля

09.04.2010

Концерн Unilever -- крупнейший покупатель чернолистового чайного сырья в мире (12% мирового объема закупок) – нарастил производственные мощности чаеразвесочной фабрики в Санкт-Петербурге на 60% до 27 тыс. тонн пакетированного чая в год. Общий объем инвестиций в проект составил 11 млн. EURO и позволил увеличить число рабочих мест на фабрике на 15%. Запуск двух новых линий для фасовки чая в пакетики-пирамидки состоялся в марте.

По оценке президента Unilever в России, Украине и Беларуси Санжива Каккара, реконструкция чаеразвесочной фабрики в Санкт-Петербурге позволяет полностью удовлетворить растущие потребности российского рынка как минимум до 2015 года.

К настоящему времени доля Unilever на российском чайном рынке составляет примерно 16%, и представлена торговыми марками Lipton, Brooke Bond, Беседа.

По оценкам маркетологов, Unilever входит в пятерку лидеров, контролирующих 75% оборота российского чайного рынка (в их числе -- «Орими Трейд», «Май», «Ахмад», «Сапсан»).

Открытие собственных чаеразвесочных фабрик на 5-ом по величине в мире российском рынке позволяет компаниям успешно наращивать товарооборот в ситуации, когда рынок в физическом выражении практически прекратил свой рост. Импорт чая в РФ, на протяжении последних лет остается стабильным -- 170-180 тыс. тонн в год. Из этого количества фасуется примерно 80%, еще 20% -- это готовый продукт, сразу поступающий в торговые сети. Аналитики отмечают, что рост объемов собственного производства чая в России связан с отменой пошлины на ввоз чайного сырья в январе 2007 г., которая составляла 5%. Увеличение стоимостного объема рынка происходит за счет предложения потребителям новых видов продукта.

В русле этой тенденции Unilever развивает направление фруктово-травяных чаев. «Если еще пять лет назад доля фруктово-травяных чаев в России не превышала 1-2%, то сегодня это уже 20%, и сегмент продолжает расти. Россия все дальше уходит от монопотребления черного чая, и мы запускаем новые вкусы. Так, доля фруктово-ягодных чаев в пакетиках-пирамидках в общем объеме производства чая Lipton сегодня составляет порядка 30%», -- комментирует директор филиала Unilever в Санкт-Петербурге Людмила Морозова.

Чайный портфель сформирован т.о., чтобы максимально удовлетворить вкусы различных покупательских групп. В частности, компания Unilever выводит на рынок новый продуктовый ряд черного и зеленого чая Lipton с фруктовыми и пряными добавками . «Сейчас мы выпускаем 100 наименований чая. Наибольший спрос предъявлен на продукты эконом-сегмента и премиального. По мере роста доходов населения снижается доля продаж недорогих чаев и происходит их замещение более высокостоимостной продукцией позиционируемой в среднеценовом и премиальном сегментах. Поэтому появляются новые марки, новые решения в упаковке продуктов, оригинальные чайные коллекции и т.д. Т.о. речь идет о качественном развитии рынка» -- рассказала Л. Морозова.

Топ-менеджер обратила внимание на то, что установленное на петербургской чаеразвесочной фабрике Unilever новое оборудование -- лучшее в мире, а по ряду характеристик – уникальное. Это позволило внедрить инновационную упаковку чаев. Для фасовки использованы технологии производства пакетиков-пирамидок (для марки Lipton), двойных пакетиков (Lipton, Brooke Bond), в круглые пакетики фасуются чаи торговой марки «Беседа».

В частности, чаями «в пирамидках» из полупрозрачного шелковистого материала представлено направление Lipton Exclusively Natural Selection. Продукты этой линии содержат только натуральные ингредиенты премиального качества: длинные чайные листья, крупные кусочки фруктов и трав, лепестки цветов и пряности. Предприятие обновило рецептуру напитков Jasmine, Orient, Citrus Asian Spice в линейке зеленых чаев Lipton Green Tea (Cristal) в двойных пакетиках. И запустило новый вариант Green Mint. Перезапущено производство Brooke Bond, получившего новый формат, -- супер-крепкий в двойных пакетиках. Продуктовая линейка зеленых чаев «Беседа» насчитывает пока три новых чая с растительными добавками: Mint, Blackcurrant, Raspberry. Продолжен выпуск знакомых фруктово-травяных чаев на основе шиповника и гибискуса с растительными добавками: Raspberry, Blackcurrant, Lemon, Apple.

В целом же, по оценкам российских маркетологов, доля черного чая на рынке самая крупная. Зато сегменты зеленого и ароматизированного чаев самые развивающиеся. Чай в пакетиках занимает более 40% в нише фасованного чая. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг чая, и по этому показателю страна входит в число мировых лидеров, уступая Англии, где на душу населения приходится 3 кг чая в год, и Австралии со среднедушевым потреблением 2 кг чая в год.

Данные о легальном импорте чая в Беларусь позволяют говорить о том, что в нашей стране среднедушевое потребление чая (в расчете на 10 млн. человек, включая младенцев) в 2008 г составило в среднем 550 гр, а в 2009 г снизилось примерно на 100 грамм.

Так, по данным таможенной статистики, ввоз чая в Беларусь в 2009 г поставщики уменьшили на 21,3% в сравнении с 2008 г до 4,439 тыс. т. на сумму 41,699 млн.USD (минус 11%). В структуре поставок доля зеленого чая снизилась до 13,7% (607 тонн, стоимостью 7,302 млн. USD) с 17% в 2008 г (955 тонн, на сумму 9,654 млн. USD). Закупки парагвайского мате сократились на 40% к уровню 2008 г до 2,1 тонн (17,8 тыс. USD).

По данным Минторга, через магазины розничной торговли в 2009 г продажи чая увеличились на 19,5% в сравнении с 2008 г. до 2,518 тыс. тонн (не включая реализацию на рынках).

По оценке заместителя гендиректора по снабжению компании «Караван» Сергея Мальцева, ситуация на белорусском чайном рынке спокойная, падения продаж нет, наблюдается небольшое «перетекание» предпочтений потребителей. Постепенно, очень медленно, на рынке восстанавливается сегмент средне-дорогих и дорогих чаев. Новых торговых марок не появилось.

 

Цены на цейлонский чай откатились на уровень августа-сентября. Зимой-весной активность проявляли практически все игроки. В ближайшее время будут реализованы несколько крупных промо-акций, направленных на продвижение продукции «ОРИМИ Трейд». Традиционно активно ведет себя UNILEVER . После того как в России DILMAH поменял эксклюзивного дистрибутора, соответствующие ожидания появились и в Беларуси.

Поскольку белорусский рынок чая имеет хороший потенциал, концерн Unilever планирует расширить каналы сбыта, количество партнеров-поставщиков, рассказал журналистам Санжив Каккар, президент Unilever в России, Украине и Беларуси. По его мнению, развитие бизнеса в Беларуси затруднено особенностями законодательства, механизмами госрегулирования, размером и особенностями применения ввозных пошлин на импортируемый чай. С учетом этих факторов концерн не планирует покупку производств в Беларуси, а нацелен на расширение дистрибьюторской сети, решая задачу создания дополнительных привлекательных условий для дистрибьюторов. Кроме того, Unilever намерен усилить рекламу своих продуктов на белорусском рынке. С. Каккар напомнил, что концерн является одним из крупнейших рекламодателей в мире.

Аналитики отмечают две тенденции, набирающие силу на российском чайном рынке, которые оказывают влияние на сопредельные территории. Первая – это заметный и устойчивый на протяжении последних лет рост объемов производства натурального чая, производимого в России. Так, в 2008 г. российские изготовители увеличили выпуск этой продукции на 8% к уровню 2007 г. до 143 421 тонн. Следствием стал в т.ч. рост экспортных поставок. В 2008 г. продажи за рубеж российские чаеразвесочные фабрики увеличили на 9% к уровню 2007 г. до 11 329 тонн чая. Большая часть поставок (95%) осуществлена на рынки стран СНГ. Примечательно, что 99% всего чая в РФ производится на территории Центрального и Северо-Западного федерального округов, причем все чаеразвесочные предприятия расположены в Московской и Ленинградской областях.

 

Справка ЭГ: Группа компаний Unilever работает на российском рынке с 1992 года. В настоящее время Unilever принадлежат 8 крупных российских предприятий, в т.ч. маргариновый завод в Москве, соусная, чаеразвесочная фабрика и парфюмерно-косметическая фабрики в Санкт-Петербурге, заводы по производству мороженого в Туле, в Новосибирске и Омске. Общий объем инвестиций компании в российскую экономику в настоящее время приближается к 1 млрд. EURO, а число сотрудников насчитывает порядка 7000 человек. Оборот Unilever в 2009 году приблизился к 40 млрд. евро.

Оксана КУЗНЕЦОВА