$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

СЕКРЕТЫ AZERI LIGHT

23.09.2011

В Баку ожидают рекордного роста белорусско-азербайджанского товарооборота — до 700—800 млн. USD в 2011 г. В его основе — нефтяное партнерство двух государств, сообщили на пресс-конференции в Минске представители посольства Азербайджана.

В I полугодии белорусский импорт из этой страны увеличился в 117 раз. Азербайджан традиционно поставляет нам сельскохозяйственную продукцию, табак, шерсть, хлопок, фрукты, вино, коньячный спирт и ковры. Однако в текущем году во главе этого перечня появилась нефть, сообщил посол Исфандияр Вагабзаде. Этому способствовал проект, запущенный в феврале и в котором задействованы четыре государства — Венесуэла, Беларусь, Азербайджан и Украина. Первые три причастны к договоренностям по своп-схеме, последние три — к транспортировке нефти.

Азербайджан, вернее, его SOCAR Trading (дочерняя структура Государственной нефтяной компании Азербайджана, ГНКАР), занимает в этих договоренностях особое место. Согласно механизму свопа она получила право поставить на рынки Северной Америки 4 млн. т венесуэльской нефти. А в соответствии с контрактом, заключенным ею с Белорусской нефтяной компанией (БНК), такой же объем черного золота она должна в 2011 г. поставить в Беларусь.

В феврале проект заработал. Правда, в нашу страну настоящая азербайджанская нефть Azeri Light по трубопроводу Одесса – Броды поступила лишь в середине июля. С одной стороны, долгий путь стал следствием технических особенностей транспортировки. Доставка нефти из Азербайджана осуществляется по морю в порт «Южный» (Украина), а затем трубопроводным транспортом по маршруту Одесса – Броды и далее — на Мозырский НПЗ. При этом из трубопровода на украинском участке требовалось вытеснить 620 тыс. т российской нефти сорта Urals, которой он был заполнен по технологическим соображениям. Была и другая причина задержки — в марте неожиданно на капитальный ремонт встал Мозырский НПЗ, что вызвало недоумение Киева, который заинтересован в прокачке азербайджанской нефти, т.к. получает за услугу приличные деньги.

По мнению же наблюдателей, остановка «трубы» произошла по экономическим соображениям. Дело в том, что в Минске и Баку предпочитают не говорить об эффективности проекта.

С точки зрения диверсификации поставок в целях энергобезопасности он, конечно, оправдан. Нефтяная зависимость Беларуси от одного государства-поставщика, в данном случае от России, как показали последние годы, приводит к откровенному вымогательству с ее стороны. Правительство РФ и ее нефтяные компании в условиях монополизма фактически поставили себе на службу наш нефтеперерабатывающий сектор. Это российское доминирование приводит к его убыточности, что не укладывается в голове, потому что еще недавно он был главным поставщиком валюты в белорусскую казну. По данным статистики, в I полугодии 2011 г. белорусские НПЗ сработали с убытком в размере 170,5 млрд. Br, хотя еще в прошлом году они демонстрировали прибыль.

Причем дальнейшие условия нефтяного сотрудничества с Россией, которые Москва определяет в одностороннем порядке, еще более, по мнению экспертов, ухудшат финансовое положение белорусской нефтепереработки. Нашим заводам грозят серьезные убытки от перехода на новый механизм расчета пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Напомним, в соответствии с недавней инициативой правительства РФ экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты составят 66% от пошлины на нефть. Данный механизм должен вступить в действие в России и Беларуси уже с 1.10.2011 г. Для белорусских заводов, технология переработки которых радикально отличается от российских НПЗ, это, по мнению экспертов нефтяного рынка, фактически означает потери в размере до 100 USD на 1 т экспортируемого бензина.

В такой ситуации весьма актуален вопрос альтернативности поставок, однако опять все упирается в их экономическую эффективность. В том числе это касается и азербайджанской нефти. Учитывая, что в текущем году наша страна не стала больше закупать в Азербайджане традиционных товаров, нетрудно подсчитать стоимость приобретенного у него энергетического продукта. Его импорт в I полугодии обошелся Беларуси приблизительно в 450 млн. USD. Что же касается рентабельности переработки и реализации Azeri Light, то официальные источники этих данных не афишируют. «ЭГ» попыталась выяснить их у представителей азербайджанского посольства, однако те также уклонились от ответа. В то же время, как подчеркнул советник дипмиссии Заур Шукюров, в Баку рассматривают нашу страну как дружественную и готовы на тесное партнерство с ней в любых сферах, включая нефтяную.

Со стороны Азербайджана действительно наблюдается повышенная заинтересованность в нефтяном сотрудничестве с Беларусью. Это продиктовано геополитическими и внешнеэкономическими интересами Баку. Достаточно вспомнить заявление министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева, сделанное во время июльского визита в эту страну нашего премьер-министра Михаила Мясниковича. «Нефть у нас есть в большом объеме, а выход на Беларусь, Балтику имеет огромное для нас значение», — сказал Н.Алиев. При этом он отметил, что азербайджанская сторона считает возможным поставлять в Беларусь 3–5 млн. т нефти в год, а в перспективе объемы поставок могут даже вырасти. По его словам, Баку намерен выйти со своим стратегическим товаром на европейский рынок, и на этом пути важное место отводится нашей стране.

На днях данная тема актуализировалась. SOCAR Trading планирует в ближайшее время начать пробные поставки нефти в страны Центральной Европы по нефтепроводу Одесса – Броды, сообщил главный исполнительный директор этой компании Валерий Головушкин в ходе нефтяного саммита. В планах, подготовленных SOCAR Trading совместно с украинской компанией «Укртранснафта», значатся пробные поставки каспийской нефти в Чехию, Польшу и Словакию. В свою очередь председатель правления «Укртранснафты» Александр Лазорко уточнил, что объем этих пробных поставок составит 300 тыс. т черного золота.

Такое развитие событий благоприятствует Беларуси, поскольку европейский маршрут азербайджанской нефти будет проходить и по ее территории. Как считает А.Лазорко, этот маршрут включает белорусскую ветку нефтепровода «Дружба» в направлении Плоцка (Польша). В роли страны-транзитера наши позиции по вопросу цены азербайджанской нефти, поставляемой в Беларусь, несомненно, усилятся, что позволяет ей рассчитывать на повышение эффективности поставок Azeri Light.

Иван МИХАЛЕВИЧ