Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
ВЭД
24.02.2004 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Секрет сделки не гарантируется

Обязанность субъектов хозяйствования при осуществлении торгово-посреднической деятельности с импортируемыми товарами прилагать к договорам кроме документов, установленных законодательством, копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклара...

Обязанность субъектов хозяйствования при осуществлении торгово-посреднической деятельности с импортируемыми товарами прилагать к договорам кроме документов, установленных законодательством, копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций) установлена Указом Президента от 7.03.2000г. N 117. Таким образом, субъект хозяйствования, покупая на территории Республики Беларусь товар, ввезенный из-за пределов страны, получает от продавца с набором других необходимых документов копию таможенной декларации импортера, где имеются данные об условиях поставки, валюте платежа, характере сделки и другие финансово-банковские сведения.
 
Например, как производился расчет -- деньгами, чеками, векселями или другими ценными бумагами, была ли предоплата или коммерческий кредит?
 
Отсюда следует, что информация, которая имеется в копии таможенной (статистической) декларации импортера, доступна каждому из посредников, участвующих в сделке, способна искажать нормальные конкурентные отношения. Как изменить существующий порядок оформления сделок?

К.БАШМАЧНЫЙ, г.Витебск

-- Действительно, сведения об условиях поставки, валюте платежа, характере сделки составляют часть коммерческой тайны. Если бы такую информацию попытался нелегально получить сам субъект хозяйствования (на законном основании информация подобного рода обычно недоступна), и этот факт был бы однозначно доказан, то к нему могли бы быть применены соответствующие меры ответственности. Подчеркнем, что в данном случае копия таможенной (статистической) декларации импортера предоставляется субъектами хозяйствования друг другу при оформлении сделок, а не государству в лице тех или иных органов, куда этот документ уже был предоставлен импортером ранее.

А между тем, проблему легко устранить и для этого даже не надо отменять существующий порядок. Достаточно допустить возможность замены копии таможенной (статистической) декларации документом более общего характера, либо дать право импортеру при предоставлении покупателю копии таможенной (статистической) декларации не указывать имеющиеся в подлиннике данные, которые могут являться частью коммерческой тайны.

Речь идет о графах 20 ("Условия поставки"), 24 ("Характер сделки"), 28 ("Финансовые и банковские сведения"), а также 22 и 31, где указывается информация о валюте платежа и дате исполнения обязательств. Эти сведения относятся лишь к особенностям сделки импортера с нерезидентом и совершенно не влияют на деятельность последующих посредников. Более того, учитывая, что ранее импортер предоставил оригинал таможенной (статистической) декларации государственным органам, то для полноценного контроля финансово-хозяйственной деятельности по всей цепочке субъектов вполне хватило бы и простого указания посредниками соответствующих реквизитов таможенной (статистической) декларации импортера.

Казалось бы, простой и чисто технический вопрос, который легко урегулировать к общему согласию. И правовая основа для этого есть. Тем не менее, он продолжает существовать, оставляя надуманные противоречия, разногласия и горы никому не нужной макулатуры. А надо всего лишь урегулировать противоречие между упомянутым выше Указом N 117 (п.1.1) и совместным Постановлением от 2000-07-25г. "О некоторых вопросах порядка осуществления оптовой торговли" (Министерство экономики Республики Беларусь N 143, Министерство торговли Республики Беларусь N 11). В постановлении однозначно определено, что копии грузовых таможенных (статистических) деклараций должны прилагаться только к договорам по сделкам, в ходе которых происходит непосредственно импорт товаров, а информация, предоставляемая таможенным органам, должна использоваться исключительно в таможенных целях.

Постановление принято позже, но Указ имеет большую юридическую силу.

Подобная ситуация дезорганизует хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и ухудшает инвестиционную привлекательность страны в целом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений