$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Себя показать — других посмотреть

25.11.2008

   В середине ноября в г. Риге прошла Национальная выставка Республики Беларусь в Латвийской Республике «Беларусь-ЭКСПО-2008». Она продлилась 4 дня и стала масштабным презентационным событием для нашей страны за рубежом.

   Латвия — 6-й по величине торговый партнер Беларуси. В основном это благодаря выгодному пограничному соседству и транзиту грузов. В 2007 г. товарооборот между странами составил более 1,1 млрд. USD. За январь- сентябрь 2008 г. показатель увеличился почти до 1,9 млрд. USD. «Положительная динамика дает основания полагать, что по итогам года взаимный товарооборот превысит 2,1 млрд. USD», — заявил на церемонии открытия выставки премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский.

   Презентация серийной продукции почти 140 отечественных предприятий и организаций, по словам белорусского премьера, — реальная возможность обсудить варианты перспектив дальнейшего сотрудничества.

   Латвийскому бизнесу и простым гражданам были представлены белорусская автомобильная, тракторная и сельскохозяйственная техника, продукция машиностроения, нефтехимии, легкой промышленности, строительные материалы, бытовые приборы и товары народного потребления.

   К примеру, здесь было много стендов предприятий отечественной пищевой промышленности. Представленные на них товары вызвали большой интерес у посетителей. Белорусы смогут завоевать рынок продовольствия Западной Европы, если завершат сертификацию своей продукции по правилам ЕС, убеждены рижане.

   «Потребителей в первую очередь интересует ваша одежда, обувь, пищевые товары. У людей появился интерес к разнообразию и выбору. Сегодня западная продукция, сделанная под китайскими или восточно-азиатскими лейблами, уже «приелась», заявил в интервью корреспонденту «ЭГ» депутат латвийского сейма Николай Кабанов. Он, однако, отметил, что белорусские алкогольные напитки покупали в основном из ностальгических соображений, соглашаясь с высокими ценами. Это гарантирует окупаемость расходов на выставочную деятельность, но не конкурентоспособность белорусской продукции на всем рынке. «Люди хотели бы приобретать ее по ценам уж точно не латвийским», — заметил депутат.

   Примечательно, что в Риге ряд отечественных производителей предстали в нетрадиционном амплуа. Так, Белорусский автомобильный завод демонстрировал не карьерную технику, а садовый инвентарь собственного производства — лопаты, грабли и т. д. «У нас уже есть опыт работы с одной местной фирмой, имеющей порядка 400 торговых точек в Латвии, — отметил начальник бюро ТНП управления маркетинга БелАЗа Владимир Сабанцев. — Наши новые партнеры хотели бы работать именно в этом направлении».

   Маркетологи утверждают, что 50% успеха зарубежных выставок обеспечивает предварительная подготовка к участию в них. К сожалению, многие представители белорусского бизнеса до сих пор считают, что участие в мероприятии, оплата выставочных услуг и других расходов уже гарантирует посещаемость стенда и готовые к подписанию контракты. На самом деле, успех — это результат тщательной предварительной работы. «Мы разослали приглашение компаниям, с которыми уже работали ранее, а также новым потенциальным партнерам, — отметил ведущий специалист по рекламно-выставочной деятельности ОАО «Красносельскстройматериалы» Валерий Тальковский. — В итоге наметки на контракты есть».

   Кроме того, оправдывает себя предварительный сбор информации о состоянии и потребностях местного рынка, подчеркнули специалисты ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев». В Национальной выставке Беларуси в Латвии предприятие участвует уже пятый раз. Для холдинга это как демонстрация своих возможностей, так и формирование престижа всей страны. Правда, расходы на «престиж» целиком оплачивает участник выставки. «Все страны мира представляют большое количество своих производителей. При этом государство берет на себя львиную долю затрат. У нас — ничего», — с огорчением отметил генеральный директор компании Лоран Аринич.

   К слову, не все белорусские предприятия высоко оценили результаты своего участия в национальной выставке в Риге. Некоторые отметили, что специализированные отраслевые ярмарки и выставки дают более ощутимый эффект. Шансов найти реальных партнеров на них больше. В Латвии же из года в год отмечается рост стоимости квадратного метра выставочной площади. «Плюсование» этой статьи к другим расходам заставляет многих задуматься. Только на организацию стенда, доставку мебели «Пинскдрев», к примеру, потратил 4 тыс. EUR. «Я думаю, что латвийская выставка дешевле 20 тыс. EUR нам не обойдется», — заключил Л.Аринич. Компенсировать финансовые потери в такой ситуации проблематично даже для известного брэнда.

   По словам директора, успокаивает только поиск новых заказчиков и перспективность латвийского рынка. Мебельная промышленность здесь не очень развита. В Литве «Пинскдрев» уже учредил совместное торговое предприятие. Сейчас оно планирует создать филиал в Риге.

   Как отмечали другие участники выставки, одним из ее плюсов стала возможность изучить ситуацию на рынке, получить информацию о конкурирующих организациях, диапазоне и качестве выпускаемой ими продукции. К тому же едва ли другой инструмент маркетинга позволяет так полно презентовать предприятие и его товары, предоставляя при этом возможность личного контакта с покупателями и деловыми партнерами. Правда, и молниеносной отдачи от выставки предприятия не ждут.

Алексей РАДЕВИЧ