Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
15.07.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сделка остается сделкой

Между сторонами заключен договор залога товаров в обороте. Залогодатель продал часть товаров (заложенное имущество), однако новые товары вместо реализованных залогодателем приобретены не были.

Вправе ли залогодержатель признать ничтожными сделки по продаже части заложенного имущества без замены на новое заложенное имущество?

Нет, не вправе.

В соответствии с п. 1 ст. 315 ГК в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Согласно п. 1 ст. 338 ГК залогом товара в обороте признается залог товаров с оставлением их у залогодателя и с предоставлением залогодателю права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества (товарных запасов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.) при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге.

Таким образом, особенность залога товаров в обороте состоит в том, что залогодатель обязан поддерживать определенный минимум стоимости заложенных товаров.

Пунктом 2 ст. 338 ГК определено, что товары в обороте, отчужденные залогодателем, перестают быть предметом залога с момента их перехода в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление приобретателя, а приобретенные залогодателем товары, указанные в договоре о залоге, становятся предметом залога с момента возникновения у залогодателя на них права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Приведенная норма прямо разрешает залогодателю осуществлять отчуждение товаров, находящихся в залоге по договору залога товаров в обороте.

В этой связи залогодержатель не вправе признать ничтожными сделки по продаже части заложенного имущества без замены на новое заложенное имущество.

Кроме того, исходя из ст. 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна только тогда, когда законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В данной ситуации ГК предоставляет залогодержателю возможность воспрепятствовать отчуждению залогодателем заложенных товаров, если они не заменяются им другими, в частности, залогодержатель вправе путем наложения на заложенные товары своих знаков и печатей приостановить операции с ними до устранения нарушения или потребовать передачи ему заложенных товаров либо требовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства (п. 4 ст. 338 ГК).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений