$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Сделан очень важный шаг в упрощении налогового законодательства

15.12.2006

К изменениям в налоговом законодательстве плательщики всегда хотят подготовиться. В конце года их традиционно волнует, какие «подарки» приготовили налоговики для них в будущем году. Об этом редактор отдела налогообложения «ЭГ» Валерия ГЕРАСИМОВА беседует с заместителем министра по налогам и сборам Ларисой КОНДРАТОВОЙ.

- Лариса Александровна, накануне Нового года вы в хорошем настроении. Радуетесь за налогоплательщиков?

— А почему бы и нет? Налоги — это вообще-то не подарки. Мы ведь не даем деньги, а забираем их в казну. Но у нас на самом деле есть чем порадовать налогоплательщиков. Все новшества в законодательстве по налогам на 2007 год я бы коротко оценила так: сделан очень важный шаг в упрощении налогового законодательства. И надеюсь, что плательщики со мной согласятся. Разве отмена чрезвычайного налога и обязательных отчислений в фонд занятости их не обрадует?

- Больше всего плательщиков, как всегда, волнует НДС. Что ожидать с 2007 года?

— По этому налогу есть существенное изменение. К слову, в комиссии по упрощению налогового законодательства были главные бухгалтеры крупных предприятий, и именно они настаивали на тех нововведениях, которые значительно упростят с 2007 года исчисление этого налога. Основное новшество можно сформулировать так: для тех, кто применяет учетную политику «по отгрузке», отменяется правило 60 дней. Плательщик сможет взять к вычету входной НДС не по факту уплаты этих сумм, а сразу при предъявлении их поставщикам.

На самом деле, отсчитывать эти 60 дней на тех предприятиях, где ежедневная отгрузка продукции, очень трудоемко. И налогоплательщики часто допускают так называемые непреднамеренные ошибки. При этом возникали вопросы, связанные с предоплатой, авансовой и частичной оплатой. Сложно было заполнять налоговую декларацию. Сейчас все эти вопросы снимутся. К тому же принцип уплаты НДС по отгрузке общепринят в мировой практике.

Вместе с тем оказалось, что отмена 60 дней для вычета входного налога пока устраивает не всех. Некоторые хотят подождать по тем или иным причинам с уплатой НДС. Мы здесь пошли по такому пути: законодательно предоставили налогоплательщикам право выбора: хочешь платить налог по оплате — отсчитывай 60 дней. Но выбор надо сделать на весь год. Нельзя в этом месяце платить по отгрузке, а в следующем по оплате.

- Часто налогоплательщики жалуются, что инструкция по НДС очень сложная, многостраничная…

— Этот вопрос также решен. Инструкция значительно сократится. Мы не будем дублировать в ней нормы закона. Все нормы будут предусмотрены именно в законе. Например, раньше в нем не было понятия расчетной ставки, и мы вынуждены были все прописывать в инструкции. Льготы и документы, необходимые для их получения, также четко оговорены в законе. А вот форма налоговой декларации и порядок ее представления останутся в инструкции. То есть в ней будут оговорены только, если так можно выразиться, чисто технические вопросы.

- А что нового при исчислении НДС по работам и услугам?

— Наша главная задача была устранить случаи двойного налогообложения. Поэтому исключена из объекта налогообложения реализация работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности за пределы Беларуси. То есть и по этому вопросу мы приблизились к общемировой практике.

- Еще один важный налог — на прибыль…

— Ну, здесь инструкции как таковой, можно сказать, совсем не будет. В ней мы пропишем только форму декларации и регистры налогового учета. Все нормы и определения будут оговорены в законе, например, что такое внереализационные доходы и расходы.

А вообще мы хотели увеличить ставку налога на прибыль и отменить два целевых сбора от прибыли: транспортный и на развитие инфраструктуры. Пока не получилось. Но в следующем году мы к этой идее обязательно вернемся. Зачем иметь несколько платежей с одной налогооблагаемой базой?

- Вопросы были по налогообложению дивидендов…

— Тот, кто выплачивает дивиденды, не будет удерживать этот налог. Например, в январе он отдаст всю сумму дивидендов без налога, а тот, кто их получит, включит их в налогооблагаемую базу как внереализационные доходы и заплатит налог на прибыль в общеустановленном порядке. Но это не касается дивидендов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам. Здесь налог на дивиденды удерживается сразу, например, в январе при выплате дивидендов, но заплатить его в бюджет надо в феврале в общеустановленном порядке.

- Есть еще экологический налог, который состоит из ряда платежей. А уж какие сложные и трудоемкие расчеты по этим платежам! Здесь одного экономического образования явно мало… Неужели нельзя что-то упростить?

— Ну почему же? Один шаг по упрощению этого налога уже сделан. На следующий год будет установлена единая ставка по пластмассе — 0,3%. Лимиты в 2007 году доведут до налогоплательщиков до 1 февраля. А дальше — сделай расчет, подай один раз декларацию в феврале и по 1/12 от суммы налога плати ежемесячно. В конце года можно будет подать уточненную декларацию без применения экономических санкций.

А вообще налоговики прекрасно сознают сложный механизм исчисления этого налога. При том что он не имеет существенного удельного веса в доходах бюджета. Мы бы хотели в дальнейшем перейти к иной схеме его уплаты. Здесь можно предложить два варианта. Но их следует хорошо просчитать. Один из вариантов — ввести вместо экологического налога сбор на охрану окружающей среды в процентах от себестоимости или от покупной стоимости товаров. Кстати, на одном из крупнейших предприятий Беларуси доля экологического налога составляет всего 0,1% от себестоимости.

Главный бухгалтер этого предприятия как-то сказала мне, что они не станут возражать против увеличения его доли до 0,3%, только бы не иметь службу, которая занимается его расчетом.

Есть и иной вариант. Совсем отказаться от платежей, связанных с борьбой с загрязнением окружающей среды, конечно, нельзя. Но можно определить лимиты выбросов, а за их превышение установить административные штрафы. В принципе, по своей сути экологический налог — это фискальный сбор. Поэтому к нему могут быть применены иные подходы, чем к налогу. И в дальнейшем можно было бы вывести его из системы налогообложения.

- А как же оборотные платежи? Их вредность признавали не раз и сами налоговики, но опять не удалось от них избавиться…

— Пока нет. Но ведь с 2007 года отменены чернобыльский налог и обязательные отчисления в фонд занятости. При этом не повышена ставка ни по одному налогу. Проблема выпадающих доходов бюджета решалась не за счет повышения ставок. Мы постепенно придем к отмене оборотных платежей.

- Не могу не задать и такой вопрос. Часто критики белорусской налоговой системы ссылаются на исследования МВФ, в которых говорится, что у нас более сотни налогов. Такого количества налогов нет нигде в мире. Как вы объясняете такие цифры?

— Я знаю про эти цифры. Это не соответствует действительности. Да, у нас много видов госпошлины. Но что, вы одновременно платите их все: и за право на охоту, и за выдачу дубликата лицензии на занятие аудиторской деятельностью, и за получение паспорта, и т. д. и т. п.? Пошлина по своей сути никакой не налог, а фискальный сбор. И в других странах мира тоже есть различные пошлины. Да и экологический налог состоит из нескольких платежей. А самих налогов у нас практически столько же, сколько и в общемировой практике. Смотрите сами: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на недвижимость, на землю, подоходный, экологический, оборотные платежи, уплачиваемые по ставке 3%, которые мы через несколько лет собираемся отменить, местный транспортный сбор и сбор на развитие инфраструктуры. При этом акцизы платятся только по подакцизной продукции. В этом году был чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд занятости. Есть еще некоторые местные налоги, например, на услуги, налог с продаж в розничной торговой сети. Но ведь их платят далеко не все плательщики. Где же здесь сотня налогов?

- И все же, хотя над упрощением налогового законодательства работала специальная комиссия, о налоговой реформе говорить не приходится. Многие предложения, которые были в первоначальных проектах изменений в налоговое законодательство, в конечном счете не приняты…

— Да, революции не произошло. Но ничего страшного в этом нет. Налоги — механизм очень тонкий. Надо все время думать, как соблюсти баланс интересов государства и налогоплательщика. И реформировать налоговую систему лучше постепенно, шаг за шагом. Да, в этом году не все удалось сделать, но к большинству из предложенных мер по упрощению налогообложения мы вернемся уже в будущем году, и очень может быть, что уже с 2008 года они будут реализованы. Например, речь идет об отмене налога на недвижимость с активной части основных фондов. Это обязательно надо делать, если мы хотим следовать инновационной модели развития белорусской экономики.

- Спасибо за интересную беседу. Редакция «ЭГ» поздравляет вас с наступающим Новым годом.

— Пользуясь случаем, хочу пожелать всем налогоплательщикам Беларуси в наступающем 2007 году здоровья, удачи и, конечно, исправно платить налоги.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях