$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

СЧЕТ ЗА ИНТЕГРАЦИЮ©

13.02.2015

 

Проект Программы скоординированных действий правительств и центральных банков Беларуси и России в области экономической политики предполагает выделение нашей стране в I квартале 2015 г. компенсационного финансирования в объеме 2,5 млрд. USD для поддержки платежного баланса.

Предложенный белорусскими властями проект предполагает смещение акцентов сотрудничества в двусторонний формат по тем направлениям, где Союзное государство более продвинуто в сравнении с законодательством Евразийского экономического союза. При этом авторы проекта считают, что страны — участницы ЕАЭС, помимо России и Беларуси, не имеют такой глубокой степени интеграции, развитых инструментов промышленной политики, а потому в меньшей степени готовы к проведению скоординированной политики. Подтверждением этого тезиса служит подробно излагаемое в документе описание значимости Беларуси в поставках продовольствия и сельхозсырья в РФ, топлива и минеральных продуктов, текстиля и обуви, металлоизделий, а также в качестве одного из основных рынков несырьевого экспорта для России. Так, с 2000 г. суммарный импорт из РФ в Беларусь вырос в 9,2 раза, а из нашей страны в РФ — только в 4,2 раза. В республике работает около 2,2 тыс. компаний с российским капиталом, а в различных формах кооперации с россиянами задействовано 49,5% белорусских промышленных организаций.

Столь высокий уровень экономической интеграции неизбежно влечет распроcтранение на Беларусь российских проблем, дипломатично объясняемых «воздействием неблагоприятной внешней конъюнктуры». В результате обе экономики столкнулись со снижением валютных поступлений, действиями экономических агентов, подогревающими спрос на иностранную валюту и девальвационные ожидания, ухудшением условий для обслуживания внешнего долга, пик выплат по которому для Беларуси приходится на текущий год. Между тем запланированные средства в страну не пришли. Напротив, из-за девальвации российского рубля полученный в октябре 2014 г. кредит от РФ уменьшился в долларовом эквиваленте с 1,55 млрд. USD до 1 млрд., а 6-й транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС республика так и не получила. В придачу девальвация российского рубля ухудшила ценовую конкурентоспособность отечественных товаров. В условиях членства России в ВТО стремительно падает доля экспорта Беларуси в российском импорте: в январе—сентябре 2014 г. она составила 5,5%, что в 2 раза ниже, чем в 2000-м, причем за счет товаров из третьих стран — как правило, европейских. Национальные и совместные компании уступают рынок производителям из третьих стран.

ПРИ СОХРАНЕНИИ текущих тенденций в экономике России, а также учитывая сложность получения финансирования на мировых рынках, в 2015 г. сохраняются высокие риски дальнейшего возрастания внешнеэкономической несбалансированности для Беларуси. Если мировая цена на нефть составит 60 USD/барр, а курс российского рубля — 60 USD/RUR, продолжение проведения Нацбанком и Совмином РБ жесткой экономической политики позволит снизить отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса с 4,1 млрд. USD в 2014 г. до 3,2 млрд. в 2015-м. Однако необходимость выполнения валютных обязательств государства, составляющих порядка 4 млрд. USD, обуславливает почти 2-миллиардный разрыв платежного баланса. Поэтому Беларуси требуется дополнительное финансирование для поддержания макроэкономической устойчивости.

В Минске осознали, что ситуация в экономике России может усложниться еще больше, например, если мировая цена на нефть упадет до 40 USD/барр, а курс российского рубля составит 80 USD/RUR. Это повлечет дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации в Беларуси и потребует привлечения еще большего финансирования.

На фоне этих угроз авторы проекта предлагают: снять барьеры и ограничения по взаимному допуску товаров и услуг на рынки двух стран, предоставить национальный режим для их госзакупок, унифицировать условия кредитования закупок инвестиционных товаров сторон в рамках реализации госпрограмм, в частности, обеспечить производителям двух стран свободный доступ к участию в национальных лизинговых программах, разработать совместную программу развития лизинга в рамках Союзного государства.

Кроме того, белорусская сторона предлагает совместные действия в сфере импортозамещения товаров третьих стран. Это можно было бы сделать, в частности, через реализацию интеграционных проектов в сфере машиностроения, микроэлектроники и оптики, нефтехимии, а также путем подготовки совместной стратегии импортозамещения с целью обеспечения технологической безопасности совместных промышленных кластеров. Минпром, Минэкономики и МИД должны согласовать совместные требования к отдельным товарным рынкам с целью приоритетного развития на них отечественных производителей (газомоторная техника, школьная форма, спецодежда). Кроме того, совместные меры должны быть выработаны в сфере научно-технологической безопасности по ключевым направлениям (машиностроение, станкостроение, фармацевтика), включая участие белорусских организаций в реализации федеральных целевых программ РФ, а российских — в государственных научно-технических программах РБ.

На рассмотрение ЕЭК должны быть внесены предложения по увеличению таможенных пошлин при ввозе на территорию Таможенного союза сельхозтехники, электротехнической продукции, бытовой техники, технологического оборудования.

ВО ВЗАИМНОЙ торговле Минск предлагает расширить сферу использования национальных валют, перейти на единые принципы ценообразования и расчетов в национальных валютах за товары и услуги естественных монополий, унифицировать тарифы на транспортировку энергоносителей.

По-видимому, Казахстан и Армения должны быть поставлены перед фактом двустороннего сговора между двумя участниками ЕАЭС и принять новый расклад производственных, торговых и валютных отношений на евразийском пространстве.

Едва ли не основное место в проекте занимают денежные вопросы. Так, ставится задача использования финансового механизма поддержки ликвидности в российских рублях с целью сглаживания кассового разрыва потребителей сторон для урегулирования проблем во взаимных расчетах, в т.ч. с участием экспортных кредитных агентств. Для этого предлагается, чтобы Банк России открыл Нацбанку РБ возобновляемую кредитную линию в российских рублях для поддержки перехода на российские рубли во взаимной торговле. Выгодным назван и перевод платежей по погашению и обслуживанию всех госкредитов РФ, предоставленных правительству Беларуси, с доллара на российский рубль. Надо полагать, возникающие при этом валютные риски авторы проекта считают приемлемыми, и про призыв перейти в расчетах с россиянами на доллары решено забыть. Если предложенные меры будут реализованы, то статус белорусского рубля как самостоятельной валюты можно считать почти утраченным.

ПРОЕКТ программы предусматривает конкретные финансовые механизмы компенсации внешних шоков в объеме не менее 2 млрд. USD. В частности, это может быть кредит правительства РФ на сумму 500 млн. USD, кредит Банка РФ правительству Беларуси в СДР в эквиваленте 1 млрд. USD вместо неполученного 6-го транша АКФ, а также целевой выкуп гособлигаций РБ, номинированных в российских рублях и/или в долларах США в сумме, эквивалентной 1 млрд. USD, за счет Фонда национального благосостояния РФ. Белорусские власти надеются, что такие облигации на сумму в 1 млрд. USD в долларах и на столько же в российских рублях будут допущены к размещению и обращению на Московской бирже в I полугодии т.г. Интересно, что стоимость таких заимствований в проекте не уточняется. Между тем, об этом стоит подумать заранее — ключевая ставка Банка РФ составляет сегодня 15%, а российский рубль стабильным не назовешь.

Все перечисленные идеи оформлены в виде проекта плана мероприятий по реализации программы скоординированных действий правительств и центральных банков Беларуси и России в области экономической политики. Осталось, чтобы документ приняли и одобрили в Москве — времени для его реализации остается все меньше, а деньги нужны уже сейчас.

Кирилл ПРУДНИКОВ