$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЩЕДРОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ©

09.04.2013

Комплексный бизнес-план развития льняной отрасли в 2013—2015 гг., утв. постановлением Совмина от 20.03.2013 № 201, нацелен на преодоление ее хронической убыточности и технологической отсталости. Для этого предполагается существенно модернизировать все технологические переделы, повысить производительность, освоить новую, востребованную на рынке льняную продукцию. Правда, реализация задуманного требует вложений порядка 0,5 млрд. USD, поиск которых во времена нынешней финансовой «напряженки» может оказаться проблематичным. К тому же, как показывает опыт прежних лет, значительные вложения в данный сектор еще не гарантируют отдачу.

Бизнес-план содержит подробное описание текущих проблем отрасли. Так, если по объемам производства льноволокна Беларусь занимает четвертое место в мире после Китая, Франции и России (см. диаграмму), то иные результаты работы оставляют желать лучшего. Например, в мировом экспорте льноволокна республика только 8-я с долей 1,4%. В 2012 г. оно экспортировалось лишь в 11 из 115 стран — импортеров этого продукта, а льняная пряжа из короткого льноволокна — в 7 из 102. При этом на Россию пришлось 33,4% всех отгрузок льноволокна и более 70% пряжи. Значительная часть белорусского льна экспортируется в виде сырья и полуфабрикатов, которые в отличие от одежды и другой продукции более высоких переделов не позволяют сформировать существенную добавленную стоимость. И даже цены на наше сырье в 3,2 раза ниже среднемировых.

Корень многих проблем — низкое качество продукции. В 2012 г. в Беларуси удельный вес длинного льноволокна (наиболее качественного и востребованного на рынке) в производстве составил 18,9% против 65–67% в странах Западной Европы. А низкая урожайность и применение устаревшего оборудования при первичной и последующей переработке делает недопустимо высокими затраты на единицу продукции, что в свою очередь приводит к убыточности организаций.

Наиболее проблемным звеном в производственной цепочке оказались льнозаводы, финансовое состояние которых, помимо прочего, подрывалось спецификой ценообразования. С одной стороны, они вынуждены были закупать сырье по завышенным ценам, с другой — в рамках госзаказа продавали по заниженным ценам льноволокно Оршанскому льнокомбинату. Чтобы компенсировать убытки льнозаводов, государство предоставляло им значительные субсидии: в 2010 г. — 1562 USD на тонну льноволокна условного 10-го номера. Для сравнения: в России аналогичные субсидии составили 97 USD/т, а в ЕС — 200 USD/т. Однако это не спасло наши льнозаводы т.к. через ценовое регулирование у них было изъято 1669 USD с тонны льноволокна.

В итоге на 1 января 2013 г. льнозаводы накопили требующих погашения финансовых обязательств на 1,136 трлн. Br, в т.ч. по банковским кредитам — 371,8 млрд. Br, задолженности перед Минфином (включая исполненные гарантии) — 122,3 млрд., бюджетным ссудам и займам местных органов управления — 30,6 млрд., лизинговым платежам — 346,3 млрд., прочей кредиторской задолженности — 198,3 млрд. Br. Так что, по расчетам составителей отраслевого бизнес-плана, даже при успешной его реализации долги в полном объеме вернуть не удастся. Их реструктуризация видится единственным выходом из сложившейся ситуации, говорится в постановлении № 201.

Оставляют желать лучшего финансовые результаты работы первичного звена отрасли — сельхозпроизводителей льнотресты. В 2012 г. рентабельность реализации их продукции в целом по стране составила –24,4%, в т.ч. –29,3% у льносеющих хозяйств и –23,3% в механизированных отрядах. Несмотря на 40-процентное повышение закупочных цен в прошлом году, из-за девальвации в долларовом эквиваленте они снизились на 15% по сравнению с 2011 г., что на фоне возросших затрат сказалось на экономике аграриев.

Бизнес-план призван преодолеть техническую и технологическую отсталость льняной отрасли, а также вывести ее на прибыльную работу. Двигаться к цели собираются сразу по нескольким направлениям. Заявлена, в частности, комплексная модернизация всех технологических переделов производства льна. В 2013–2015 гг. на техническое переоснащение льносеющих организаций планируют направить 1,42 трлн. Br, примерно столько же — на льнозаводы, еще 0,84 трлн. Br — на Оршанский льнокомбинат. Уклон делается на более глубокую переработку льна, создание продукции высоких переделов и развитие нетрадиционных направлений переработки. Например, в мире растет использование короткого льноволокна в машиностроении, целлюлозно-бумажной, мебельной промышленности и других сферах. Лен все чаще применяют при изготовлении целлюлозы, полуфабрикатов для бумажной промышленности, сигаретной бумаги, медицинской ваты и одежды, денежных банкнот. Нетканые материалы используют для производства тепло- и звукоизоляционных строительных панелей, отделки салонов автомобилей, льноволокно хорошо зарекомендовало себя в качестве наполнителя мебели. Ценными пищевыми и лечебными свойствами обладает льняное масло, которое содержит в значительном количестве кислоты Омега-3, названные природным эликсиром молодости. Все эти продукты могут иметь спрос на внутреннем и внешнем рынке.

В правительстве воодушевлены тем, что мировой рынок льна в условиях финансово-экономического кризиса остался одним из наиболее стабильных по ценовым условиям, а его динамика была более благоприятной по сравнению с другими видами текстиля. Это должно помочь сбыту белорусской продукции и выполнению целевых показателей. Правда, бизнес-план, как и большинство принимаемых в нашей стране программных документов, не содержит анализа рисков. Видимо, его авторы полагают, что ситуация может развиваться только по одному, предложенному ими сценарию. Между тем заявленные потребности в инвестициях, сопоставимые с вложениями в машиностроении или нефтехимическом комплексе, при нынешних финансовых сложностях в стране уже являются серьезным риском. Как и достаточно длительный период окупаемости бизнес-плана — в целом по отрасли он составляет 16 лет.

Не добавляет оптимизма и то, что схожие задачи ставились и раньше, например, постановлением Совмина от 7.09.2006 № 1156 «О мерах по развитию льняной отрасли на 2006–2010 годы». При этом выделялись немалые средства, вот только вместо экономического эффекта росли в основном безнадежные долги.

Возможно, пришло время задуматься о фундаментальных причинах таких результатов. Например, об отсутствии частной инициативы и личной заинтересованности у менеджеров госпредприятий, о низкой результативности планово-директивного подхода. Но пока в государственном льняном бизнесе не просматривается места для частников. В плане на ближайшие 3 года даже нет упоминания о возможной продаже активов частным инвесторам. Чиновники генерируют одну идею за другой, то объявляют о создании льняного холдинга, то переносят это на отдаленную перспективу (после 2015 г.), ставят задачи, не достигают их и опять предлагают новые, еще более амбициозные. Так что пока это больше напоминает работу мотора машины на повышенных оборотах, но вхолостую.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО