Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Отрасли и рынки
04.06.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сценарий "Горизонта"

Новый юридический статус -- акционерного общества -- ведущий в Беларуси изготовитель телеаппаратуры закрепит за собой к концу 2002 г., передав контрольный пакет акций государству в лице Минэкономики....

Новый юридический статус -- акционерного общества --  ведущий в Беларуси изготовитель телеаппаратуры закрепит за собой к концу 2002 г., передав контрольный пакет акций государству в лице Минэкономики. Как полагают менеджеры ПО "Горизонт", результат акционирования должен быть узаконен специальным нормативным актом, чтобы в последующем результаты реформирования не могли быть оспорены.

НА ТЕКУЩИЙ момент процедуру инвентаризации имущества завершили 11 структурных подразделений, входящих в состав ПО "Горизонт". В ближайшее время финансовую отчетность объединения планируется перевести на международные стандарты учета. Намечено, что в следующем году, по завершении первого этапа акционирования, будет проведен внешний аудит, что подтвердит ее "прозрачность" и повысит инвестиционную привлекательность АО.

Напомним, что решение о реформировании "Горизонта" принято год назад исходя из потребности в привлечении дополнительных ресурсов в среднесрочной перспективе для более интенсивного развития (выйти на выпуск 1 млн. приемников к 2007г.). С другой стороны, к акционированию побудило стремление сократить издержки посредством проведения единой сбытовой и ценовой политики между структурными подразделениями, конкурировавшими между собой в сфере реализации телеприемников не всегда добросовестно. Решая эту задачу, руководство объединения на протяжении последних шести месяцев последовательно занимается оптимизацией оргструктуры объединения, повышением эффективности управления. Начало процессу было положено присоединением РУП "НПК Сигнал" и РУП "Завод Альмагор", которые расстались со статусом самостоятельных юрлиц. Акционирование единым имущественным комплексом позволяет избежать противоречия интересов между головным предприятием и остальными. Все предприятия объединения давно столкнулись с тем, что привлечение внешнего капитала затруднено, поскольку иностранным инвесторам непонятна такая организационно-правовая форма субъекта, как унитарное предприятие -- "организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество" (ГК РБ). В результате акционирования форма собственности предприятия становится понятной партнерам.

Первые действия на пути преобразования выявили и первые трудности, в частности, с концепцией преобразования, поскольку механизм акционирования объединений не закреплен в Гражданском кодексе. Первый этап реформирования пройдет без привлечения внешних инвесторов. Как поясняют менеджеры "Горизонта", такая тактика выбрана для того, чтобы процедура перерегистрации, урегулирование отношений с кредиторами и дебиторами не приостанавливали производственной деятельности.

Таким образом, основные ожидания, которые коллектив объединения связывает с изменением формы собственности -- проведение переоснащения, организация параллельных производств радиоэлектронной продукции с торговой маркой "Горизонт", пополнение оборотных средств, -- могут быть реализованы в среднесрочной перспективе. При этом сумма инвестиций, которую рассчитывает привлечь ПО "Горизонт" на заявленные цели, остается конфиденциальной информацией.

Возможно, цифра, характеризующая потребность объединения в капиталовложениях, сопоставима с балансовой стоимостью имущества структурных производственных подразделений или затратами на их полное техперевооружение. Известно, что построить новый завод под выпуск 1млн телеприемников в год стоит 18--25 млн.USD. Принимая во внимание эту цифру, есть основания полагать, что "Горизонт" рассчитывает привлечь сумму, несколько большую, позиционируя себя перед потенциальными инвесторами как научно-производственный комплекс. Несмотря на наличие социальной инфраструктуры, которую тем не менее удалось вывести на безубыточный или доходный уровень.

Генеральному директору объединения Ю.Предко не хотелось бы, чтобы любопытство журналистов к старту инвестиционных проектов и процессу приватизации создало "ажиотаж" вокруг акционирования, что может отпугнуть стратегических инвесторов...".

По неофициальной информации, "Горизонт" ведет переговоры с ведущими изготовителями кинескопов ("Томсон", "Филипс", др.) об их возможном участии в капитале АО на этапе приватизации. Никакой неожиданности в этом нет: на протяжении последних лет, характеризующихся положительной динамикой в развитии белорусского предприятия, компания "Томсон" стала его стратегическим партнером. В свою очередь "Горизонт" входит в десятку крупнейших потребителей кинескопов, производимых корпорацией "Томсон" в Европе. Сегодня в работе с французами "Горизонт" имеет право пользования товарным кредитом в объеме до 3 млн. ЕUR.

Партнерство с мировыми лидерами на условиях производственной кооперации приносит "Горизонту" ряд ощутимых преимуществ. Зарубежные банки, обслуживающие партнеров "Горизонта", предоставляют гарантии и контргарантии по товарным кредитам без покрытия их деньгами. Это позволяет пользоваться заемными средствами по более низкой цене по сравнению со сложившейся сегодня на внутреннем финансовом рынке. Клиентские отношения с зарубежными банками позволили белорусскому предприятию значительно улучшить структуру оборотных средств. В общем объеме краткосрочных заемных средств доля банковских ресурсов не превышает сегодня 60%. Это не оптимальное соотношение, признают менеджеры "Горизонта", но свидетельство произошедшего перелома: объединение уходит от дорогих кредитов на внутреннем финансовом рынке к более выгодным документарным операциям, другим банковским инструментам, использование которых позволяет не отвлекать реальные ресурсы из оборота. Более эффективное управление финансовыми потоками стало одним из источников экономического подъема объединения.

Среди других факторов -- устойчивый спрос на продукцию, оптимизация структуры управления предприятием, что позволяет положительно влиять на непрямые материальные затраты. Востребованность выпускаемой продукции на внутреннем и российском рынке позволила вести отсчет второго периода становления предприятия с 1996г., когда после ощутимого пятилетнего спада (с 1,068 млн. шт. в 1990г. до 61 тыс. шт. ТV-приемников в 1995г.) наметился поэтапный рост объемов выпуска.

Выпустив в прошлом году 400 тысяч телевизоров и отправив на экспорт в РФ 72% изготовленной продукции, ПО "Горизонт" заняло 7,8% российского рынка телеаппаратуры. В текущем году запланировано нарастить эту долю до 9%. Ожидается, что этому будет способствовать обозначившаяся на российском рынке тенденция укрепления позиций отечественных изготовителей.

Исторически торговая марка "Горизонт" воспринимается российскими потребителями как отечественная и конкурирует с "Рубином", "Соколом", "Витязем" в нижне-среднем ценовом сегменте. Для этого следует потеснить на доли процентов продажи именитых конкурентов, которые по итогам прошлого года составили у компаний "Самсунг" -- 26%, LG -- 22%, "Сони" -- 3%, "Филипс" -- около 5%.

По оценкам маркетологов объединения, тенденцию роста сохранит и внутренний рынок, которому в прошлом году "Горизонт" недодал 15 тысяч телевизоров, сработав с высокой загрузкой имеющихся мощностей. Наверстывая упущенное, объединение запланировало в текущем году нарастить объемы продаж и занять на внутреннем рынке долю в 58%. С начала года предпосылки к этому созданы: во-первых, устойчивый рост объемов производства на 25% к уровню прошлого года, во-вторых, снижение затрат на рубль выпускаемой продукции (за I квартал -- на 9%).

Соответственно улучшились показатели по энергосбережению, отмечен рост производительности труда (на 34%). В сравнении с прошлым годом на 4% снижена общая процентная нагрузка по заемным средствам. В результате с начала года на 2% подросла рентабельность реализованной продукции, а запасы оборотных средств увеличились на 30%. Положительная динамика основных показателей деятельности позволила поднять планку средней заработной платы работников.

В марте объединение наладило выпуск моделей телевизоров с абсолютно плоским экраном. Конструкторы головного предприятия вместе с сотрудниками Института цифрового телевидения, входящего в состав объединения, отслеживают современные тенденции производства приемников с плазменными и жидкокристаллическими кинескопами. Однако, по мнению маркетологов и менеджеров, сейчас делать ставку на массовое производство таких моделей не приходится. Объективно "Горизонт" отстает в производстве высокотехнологичных и имиджевых продуктов, делая упор на выпуск массового продукта среднего класса. Как свидетельствуют исследования, в этом есть своя целесообразность: по таким характеристикам, как цена и долговечность, сегодня самыми конкурентоспособными являются именно кинескопы, и они в ближайшие 10 лет будут стабильно востребованы. Приоритеты в долгосрочном развитии определят результаты реформирования.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений