$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СЦЕНА РЕВНОСТИ©

20.12.2013

Логичным продолжением скандального отказа украинских властей от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом, вызвавшего массовые протесты в Киеве, стала «отработка» восточного вектора. 17 декабря президенты Украины и России подписали ряд соглашений, которые на первый взгляд можно расценить как акцию неслыханно щедрой братской помощи. Теперь можно лишь гадать, чем Украине придется расплачиваться за такую щедрость и не окажется ли Беларусь на обочине евразийской интеграции.

Президент РФ Владимир Путин объявил о готовности России, «учитывая трудности украинской экономики, связанные в значительной степени с мировым финансовым и экономическим кризисом, с целью поддержки бюджета Украины» вложить в украинский внешний долг (еврооблигации) 15 млрд. USD средств российского Фонда национального благосостояния (ФНБ). Это около 19% средств фонда, или почти треть остатка, нераспределенного после осенних решений Кремля и Белого дома об инвестировании в инфраструктурные проекты в РФ. Вложения в украинский госдолг будут производиться траншами. Первый из них — покупка 2-летних украинских еврооблигаций с купоном 5% на сумму 3 млрд. USD, что позволит Нацбанку Украины поддерживать курс гривны минимум до февраля. При этом В.Путин заверил, что этот шаг не связан ни с какими-то условиями, ни с повышением, ни с понижением, ни с замораживанием социальных стандартов, пенсий, пособий или затрат, а вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу вообще не обсуждался. С такими предложениями не по плечу состязаться МВФ и чиновникам Евросоюза, обставлявшим предоставление помощи требованиями экономических и прочих реформ, контроля целевого использования и иными тягостными условиями. Заметим, что Беларусь, вероятно, так и не дождется в этом году столь необходимого 6-го транша кредита АКФ ЕврАзЭС. Уж не забыли ли о нас союзники, увлекшись новым партнером, вернувшимся из европейской отлучки?

В нынешнем году Украина трижды размещала евробонды на общую сумму 3 млрд. USD с доходностью от 6,5% до 7,625% годовых. Интересно, что на сегодня вложение средств ФНБ в украинские бумаги, имеющие «мусорный» рейтинг (по версии Moody`s — Caa2), вообще не допускается российским законодательством. Это, разумеется, преодолимо, но решение о таком кредите в России, столкнувшейся с небывалым масштабом оттока капитала, стагнацией промышленности, ростом инфляции, нехваткой инвестиций и средств на реализацию социальных программ, выглядит не слишком обоснованно.

С другой стороны, финансовая помощь от России снижает риск долгового кризиса на Украине. По оценке аналитиков Capital Economics, 15 млрд. хватит примерно на 1,5 года и поможет повысить стоимость украинских евробондов. Однако одновременно внешний долг Украины увеличивается в 1,5 раза, причем треть его будет принадлежать одному кредитору. Такое положение можно считать угрожающим национальной безопасности: в случае конфликта Россия может спровоцировать дефолт своего должника.

ВТОРОЙ щедрый жест: в присутствии президентов и в прямом телеэфире Газпром и НАК «Нафтогаз Украины» подписали дополнение к контрактам от 2009 г. на покупку и транзит газа, согласно которым цена на него для Киева составит 268,5 USD за 1 тыс. м3. Снижение цены будет достигнуто за счет введения в формулу коэффициента, зависящего от цены газойля и мазута, и будет корректироваться ежеквартально. Таким образом, Украина спустя 4 года после подписания кабального газового контракта добилась снижения цены на треть. Теперь она несколько выше, чем цена для новобранца Таможенного союза Армении (189 USD за 1 тыс. м3) и его старожила — Беларуси (170–175 USD), которым за это пришлось продать России свои газотранспортные системы. В.Путин подчеркнул, что это временное решение, которое должны заменить «долговременные договоренности» как по поставкам газа на Украину, так и по его транзиту в Европу, а поставка дешевого газа является для Газпрома только «возможностью». Такая «временность» позволяет в зависимости от поведения Киева в любой момент аннулировать скидку, продлить ее или изменить в любую сторону — подобно тому, как Россия манипулирует квартальными порциями поставок нефти в Беларусь. Далее начинаются тайны. Украинский министр энергетики Эдуард Ставицкий заявил журналистам, что скидка позволит стране сэкономить в 2014 г. более 7 млрд. USD — если закупать 30–33 млрд. м3 газа. При этом глава Минэнерго Украины отметил, что договоренности не касаются ставки транзита российского газа.

Ранее Киев предлагал возобновить закупки на уровне take-or-pay 42,5 млрд. кубометров (против 27 млрд. в текущем году) и создать консорциум с участием России и Европы по управлению газотранспортной системой. Впрочем, глава Газпрома Алексей Миллер заверил, что такое предложение уже давно не является предметом переговоров. Но им может стать создание двустороннего консорциума, несмотря на то что Украина уже успела подписать соглашение с ЕС об участии в «третьем энергопакете», что исключает монополию Газпрома на поставки и транзит. Но долго ли протянут договоренности с Европой, сегодня не берется предсказать никто. Пока же Газпром в накладе не останется: при применении скидки и сохранении текущих объемов продаж его выручка сократится на 3,5 млрд. USD, но рост объема закупок увеличивает ее на 1,5 млрд. Очевидно, что часть предоставленных Украине 15 млрд. USD пойдет на оплату 2-миллиардного долга «Нафтогаза» и газовых кредитов «Газпромбанка». Это улучшит платежный баланс Украины примерно на 2,5 млрд. USD в 2014 г. Но и Газпром не останется внакладе. Он и так был вынужден снизить цену с заоблачных и нерыночных высот или смириться с потерей клиента, который довольно успешно снижал закупки российского газа, замещая его своим углем, реверсными поставками из Европы, а в придачу планировал добывать сланцевый газ. Теперь все эти варианты могут быть похоронены. Если Украина начнет закупать больше газа, то никакой экономии не получится. Арифметика тут простая: 42,5 млрд. м3 по 268,5 USD — это 11,41 млрд. USD, а 26 млрд. м3 по 400 USD составляет 10,4 млрд. Получается, что российская «скидка» обойдется Украине в лишний 1 млрд. USD, а Газпром не только нарастит выручку, возвращая одного из своих крупнейших покупателей, но и сможет серьезно сэкономить на инвестициях в «Южный поток», который теперь становится ненужным.

ХОТЯ никаких договоренностей об интеграции, по заверениям Путина, не было, однако известно, что среди 30 пунктов протокола, подписанного по итогам состоявшегося во вторник заседания российско-украинской межгоскомиссии, есть пункты о сближении техрегламентов Украины и ТС, устранении барьеров во взаимной торговле, отказе от односторонних действий, связанных с реализацией политики импортозамещения (которую вообще-то Киев в отличие от Минска не проводит). Четыре пункта посвящены оборонной и аэрокосмической промышленности (этому же посвящены три из 14 подписанных соглашений и меморандумов), а еще 5 — базированию на Украине Черноморского флота. Поручение разработать программу сотрудничества в области судостроения и межведомственный меморандум о судостроении предусматривает дальнейшее сотрудничество в поставках украинских силовых установок для ВМФ России и возможность ремонта кораблей Черноморского флота на украинских верфях. В авиастроении подписано соглашение о мерах господдержки по восстановлению производства самых больших в мире серийных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и двигателей Д-18Т к ним. Этот проект стоимостью 12,9 млрд. USD предусматривает выпуск 80 Ан-124. Таким образом, появляются хорошие шансы увеличить российско-украинский товарооборот, упавший в этом году более чем на 15%. Впрочем, белорусско-российский товарооборот, несмотря на участие в Таможенном союзе, сократился за 11 месяцев на 10,6%, не говоря уже о прискорбно низком росте нашего ВВП и сокращении ЗВР.

ПОЭТОМУ реляции о спасении экономики страны благодаря договоренностям с Россией в Украине воспринимаются неоднозначно — слишком много скрывается от общественности. К тому же в благотворительность Кремля мало кто верит. Лидер партии «УДАР» Виталий Кличко заявил, что по его сведениям кредит в 15 млрд. USD дается под залог стратегических объектов, украинских предприятий машиностроения, самолетостроения, энергетики, а возможно, и газотранспортной системы, а Арсений Яценюк (партия «Батькiвщина») призвал на 30% снизить цены на газ для потребителей страны. Вряд ли такое предложение будет услышано — достаточно ознакомиться с размером и динамикой роста тарифов на газ для предприятий и населения в Беларуси. За судьбу украинских предприятий тоже можно особо не беспокоиться: пример Беларуси показывает, что обещать приватизацию и альянсы с российскими компаниями можно годами, затягивая переговоры, выдвигая заведомо неприемлемые условия и исправно получая бонусы за участие в интеграционных процессах. В.Янукович явно попытается сыграть в ту же игру, тем более что серьезность намерений ассоциации с ЕС уже была продемонстрирована, и вернуться к теме западного вектора ему пока легче, чем Минску.

Итак, украинские власти получили возможность отказаться от реформ благодаря энергетическим и денежным субсидиям, позволяющим законсервировать неэффективную экономику и систему управления, продолжить сбыт продукции в Россию, не слишком заботясь о ее конкурентоспособности. Неудивительно, что значительной части украинского общества «братская помощь» кажется угрозой независимости и суверенитету, причем не только в экономике и энергетике...

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях