$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Сборов и фондов меньше — подробностей больше

15.01.2008

«ЭГ» в прошлом году не раз писала о планируемых на 2008 г. налоговых новшествах. Не все из того, что намечали разработчики изменений в налоговое законодательство, воплотилось в жизнь. И все же, вероятно, удалось сделать определенные шаги по некоторому облегчению налогового бремени и упрощению порядка исчисления налогов.

Рассмотрим некоторые из основных налоговых нововведений.

1. С 1.01.2008 г. отменен налог с пользователей автомобильных дорог, взимаемый по ставке 1% с выручки от реализации товаров (работ, услуг) в составе единого платежа, причем без одновременного повышения стандартной ставки НДС до уровня, компенсирующего выпадающие доходы бюджета, как это ранее планировалось.

Таким образом, в 2008 г. остался лишь один из оборотных налогов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, — сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по ставке в размере 2% (ст. 8 Закона от 26.12.2008 № 303-З «О бюджете на 2008 год», далее — Закон № 303-З). При этом стандартная ставка НДС сохраняется на уровне 18%.

2. Существенные коррективы есть по местным налогам и сборам (ст. 7 Закона № 303-З). В частности, в 2008 г. не будут взиматься три местных сбора с пользователей:

сбор за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

сбор за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

сбор за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках.

3. Отменяются также отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры. В прошлом году министерство по сути дела на одинаковых условиях формировало два различных фонда — строительной науки и инновационный фонд, причем второй — по повышенным нормативам отчислений, установленных Указом Президента от 4.08.2006 № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли». Плательщиками в оба фонда являлись одни и те же лица. Налоговой базой для отчислений в фонд строительной науки являлась стоимость строительно-монтажных работ, в инновационный фонд Минстройархитектуры — себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), полученных (выполненных) при осуществлении деятельности в области строительства, промышленности строительных материалов. Направления расходования этих двух фондов также практически полностью совпадали. Поэтому с 2008 г. развитие строительной науки будет финансироваться только за счет инновационного фонда Минстройархитектуры.

Акцизы

Прежде всего отметим, что Указом Президента от 13.12.2007 № 636, вступившим в силу с 1.01.2008 г., утверждены на весь 2008 год с разбивкой на полугодия новые ставки акцизов, размеры которых пересмотрены с учетом прогнозируемых темпов инфляции. Для упрощения порядка применения акцизов установлено, что в случае законодательного изменения их отдельных элементов (ставок, льгот, перечня облагаемых товаров) новый порядок налогообложения применяется в отношении товаров, отгруженных с момента введения в действие этих изменений. Конкретизирован также порядок определения даты реализации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для различных случаев расчетов: исполнения договора займа, передачи таких товаров переработчику в качестве оплаты за услуги по их производству, изменения собственника таких товаров.

Налог на прибыль

Изменилось наименование объекта исчисления налога. С 2008 г. таковым является валовая прибыль, что, по мнению законодателей, соответствует принятому в мировой практике принципу налогообложения. Валовой прибылью организации будет являться общая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав от всех видов деятельности организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. При определении прибыли будут приниматься к вычету все расходы плательщиков, подтвержденные документами бухучета, за исключением четкого перечня непроизводственных затрат, определенных в ст. 3 Закона «О налогах на доходы и прибыль». Эти изменения не приведут к изменению размеров подлежащего уплате налога, но, по мнению авторов законопроекта, позволят существенно упростить порядок ведения налогового учета, приблизив его к бухгалтерскому.

В целях развития накопительных видов страхования введено освобождение прибыли, полученной страховыми организациями от инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования (в частности, страхования жизни), направляемой на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц.

Упрощен порядок применения налога на доходы иностранных организаций. Введено четкое определение доходов иностранных организаций от источников в РБ. Уточнен момент начисления дохода в пользу иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство, налог с которого удерживается белорусскими организациями. Определена налоговая база доходов от оказания инжиниринговых, посреднических услуг, выполнения НИОКР. Изменено определение случаев признания для целей налогообложения постоянного представительства в связи с осуществлением на территории РБ строительства, выполнением работ, оказанием услуг иностранной организацией. При выполнении работ (оказании услуг) период определения постоянного представительства иностранной организации увеличен с 30 до 90 дней, а при строительстве, монтажному или сборочному объекту — с 90 до 180 дней.

Суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, уплаченных белорусскими предприятиями в бюджеты иностранных государств, будут учитываться в составе затрат для целей налогообложения в РБ.

Подоходный налог

Существенно усовершенствован порядок применения налоговых вычетов. В частности, стандартные налоговые вычеты (необлагаемый минимум и на иждивенцев) будут предоставляться в течение налогового периода не только по месту основной работы (службы, учебы), но и у источников выплаты (налоговых агентов) других доходов. Уточнен порядок предоставления этих вычетов в случае перерывов в работе (службе, учебе) в течение налогового периода. При предоставлении социального (на получение образования) и имущественного (на строительство или приобретение жилья) налоговых вычетов в суммы принимаемых к вычету расходов включены расходы плательщиков по погашению займов, полученных на эти цели от белорусских организаций или ИП, включая проценты по ним (за исключением процентов по просроченным займам), в размере фактически израсходованных на эти цели средств. Уточнены также перечни документов, необходимых для получения налоговых вычетов. Введен новый профессиональный вычет для плательщиков-спортсменов, получающих доходы от личной деятельности за участие в соревнованиях в размере фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов.

В целях упрощения условий налогообложения ИП и частных нотариусов законодательно закреплен перечень их доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (в том числе по договорам комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам), а также состав внереализационных расходов.

С 20 до 15% снижен размер ставки налога по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы), с тем чтобы приблизить эту ставку к среднему по РБ уровню изъятий подоходного налога.

Отдел налогообложения «Экономической газеты»