$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

САНКЦИОННЫЙ РИКОШЕТ©

30.09.2014

Введение Россией продовольственных санкций против большинства стран Европы болезненным рикошетом ударило по белорусским автомобильным перевозчикам. Еще в середине августа они обратились в Минтранс с просьбой максимально задействовать их технику для перевозки отечественной экспортной продукции.

Минтранс, в свою очередь, отметил, что «ограничение на ввоз ряда продовольственных товаров на рынок Российской Федерации сказалось на работе отечественных автомобильных перевозчиков, выполняющих перевозки из стран Европейского союза в Россию». Тогда же была высказана надежда, что договоренности между нашими странами о дополнительных поставках белорусской продукции в Россию позволят увеличить объемы перевозок грузов и предоставят возможность задействовать неиспользуемый в настоящее время рефрижераторный парк.

Также последовало обращение Минтранса в Минсельхозпрод, Минторг, Белгоспищепром, Белкоопсоюз и облисполкомы с просьбой о максимальном использовании белорусских автоперевозчиков для перевозки отечественной экспортной продукции при заключении контрактов с российскими компаниями. Предпринимались и попытки как-то воздействовать на Министерство транспорта РФ с целью привлечения автотранспортных средств белорусских компаний при возможной диверсификации поставок мясной, рыбной, молочной и плодоовощной продукции из стран, в отношении которых не установлен запрет на ее ввоз в Россию.

Напомним, что, несмотря на подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, который предполагает свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы в рамках союза, Россия и Казахстан ограничивают белорусских автоперевозчиков необходимостью получения разрешения на перевозки грузов из третьих стран, при этом квотируя их выдачу. Та часть договора, которая касается автомобильного транспорта, пока осталась без изменений (на них настаивала белорусская сторона), и равные условия на общем рынке трех стран для перевозчиков так и не были созданы.

Однако принятые Минтрансом меры особых результатов не дали, и уже в сентябре владельцы автотранспортных компаний стали подводить печальные итоги. Многие из них заговорили о том, что теперь перевозками грузов стало просто невыгодно заниматься. Речь даже заходит о распродаже автомобильного парка и сворачивании бизнеса.

Больше всего от российских антисанкций пострадали перевозчики, которые возили продовольствие из Европы прицепами-рефрижераторами (их в Беларуси около 1700). Попытка найти другие грузы приводит к тому, что рефрижераторы приходится загружать продукцией, которая не требует соблюдения температурного режима. Но с ней давно и успешно работают грузовики с обычными полуприцепами, а это означает повышение конкуренции на уже поделенном рынке с неизбежным демпингом и снижением тарифов на перевозку. Специалисты считают, что последние уменьшились на 10–15%, а то и на все 30%.

В тех же цифрах автоперевозчики оценивают и падение своих доходов. Но это оценки оптимистов: некоторые владельцы автотранспортных компаний говорят о двукратном уменьшении заработков, что просто делает этот бизнес нерентабельным. И от его закрытия их удерживает только надежда на то, что через некоторое время санкции все же будут отменены, да на дополнительные поставки отечественной сельхозпродукции в Россию. Нужно только постараться, чтобы эти товары попали в руки белорусских перевозчиков, а не их российских конкурентов.

Высказанные специалистами опасения в определенной степени подтверждаются статистическими данными. Как сообщил Белстат, в январе–августе 2014 г. организациями и ИП перевезено 306,9 млн. т грузов (в августе — 42,1 млн. т), что на 2,5% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, но на 1,6% больше, чем в июле т.г. При этом в январе–июле 2014 г. было перевезено на 2,7% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, в т.ч. автомобильным транспортом — на 5,9% меньше, трубопроводным — на 3,4%, внутренним водным — на 4,2% меньше, железнодорожным — на 2,3% больше, воздушным — в 2,64 раза больше.

Грузооборот, выполненный организациями и ИП, в январе–августе 2014 г. составил 87,1 млрд. тЧкм (в августе — 11,0 млрд. тЧкм), что на 1,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года, но на 0,01% меньше, чем в июле т.г. В январе– июле 2014 г. грузооборот транспорта, выполненный организациями и индивидуальными предпринимателями, составил 76 млрд. тЧкм, в т.ч. трубопроводного — 35 млрд. тЧкм, железнодорожного — 25,9 млрд. тЧкм, автомобильного — 15 млрд. тЧкм.

Что касается перевозок пассажиров, то в январе–июле 2014 г. (за август данных пока нет) их объем составил 822 млн. человек, что на 7,1% меньше, чем в январе–июле 2013 г. Перевозки пассажиров воздушным транспортом увеличились на 22,5%, железнодорожным — снизились на 6,7%, автобусами — на 7,1%.

Николай МОЛЧАНОВ